Изменение базисных условий поставки в процессе исполнения договора: практика МАС при БелТПП

При заключении внешнеэкономического договора сторонам важно предусмотреть в нем базисные условия поставки, то есть правила, определяющие обязанности покупателя и продавца по доставке товара и устанавливающие момент перехода риска повреждения товара или случайной утери. В процессе же исполнения договора стороны могут конкретизировать условия поставки, включая место и иные условия доставки товара, с учетом коммерческих интересов сторон.

Функ Ян
Функ Ян

Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП, доктор юридических наук, профессор

Перерва Инна
Перерва Инна

Начальник информационно-консультационного центра МАС при БелТПП, кандидат юридических наук

Международная торговая палата 01.09.2019 опубликовала новую редакцию Инкотермс. С 01.01.2020 Международная торговая палата предлагает участникам международного торгового оборота при определении условий своих частных договоров международной купли-продажи товаров использовать редакцию Инкотермс-2020. 

Вместе с тем вышеуказанное обстоятельство никак не влияет на возможность использования участниками международного делового оборота прежней редакции Инкотермс, в частности Инкотермс-2010.

В Инкотермс-2020 кардинальных изменений по сравнению с Инкотермс-2010 не произошло, поэтому переход участников имущественного оборота с Инкотермс-2010 на Инкотермс-2020 произойдет безболезненно. 

Что касается существа базисов поставки согласно Инкотермс-2010 (которые практически идентичны базисам поставки по Инкотермс-2020 с учетом лишь переименования торгового термина DAT в торговый термин DPU), то необходимо отметить, что разные базисы поставок по-разному влияют на обязанности продавца и покупателя в рамках договора международной купли-продажи товаров.

При этом если речь идет о поставке на условиях CPT Инкотермс-2010, аналогично, как и Инкотермс-2020, то обязательства продавца считаются выполненными в момент предоставления товара в распоряжение перевозчика, номинированного именно продавцом, а не покупателем. Соответственно, перевозку оплачивает именно продавец, но риски, связанные с товаром в пути, — это риски покупателя. 

Однако, учитывая фактическое существо исполнения обязательств сторонами, приемка товара при поставке на условиях CPT Инкотермс-2010, как и Инкотермс-2020, происходит практически всегда уже в месте доставки товара, как правило, в месте нахождения покупателя или конечного получателя (потребителя) товара. 

Иная картина наблюдается при поставке на условиях EXW Инкотермс-2010, как и Инкотермс-2020. При таком базисе поставки обязанности продавца считаются выполненными в момент предоставления товара, не прошедшего никакой таможенной очистки, в распоряжение покупателя, как правило, на складе (заводе) продавца, то есть в помещениях продавца. 

В этом случае приемка товара может осуществляться и в месте его поставки, то есть на складе (заводе) или в ином помещении продавца. 

Однако последнее обстоятельство никак не влияет на то, что так называемые скрытые недостатки товара могут быть обнаружены и впоследствии (после приемки товара); если ответственность за указанные недостатки несет продавец, то покупатель может предъявить требования к такому продавцу в связи со скрытыми недостатками товара. 

При этом стороны договора международной купли-продажи товаров при изменении впоследствии первоначального базиса поставки, в частности, как в приведенном ниже примере с CPT Инкотермс-2010 на EXW Инкотермс-2010 (что не запрещено не только путем внесения изменения в договор, но и путем подписания документов в отношении отдельных партий товара, например специ-фикации), должны учитывать изложенные выше обстоятельства, в частности, применительно к установленному п. 1 ст. 39 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980) (далее — Венская конвенция) сроку для направления заявления о несоответствии товара. 

Справочно. 
Покупатель утрачивает право ссылаться на несоответствие товара, если он не дает продавцу извещение, содержащее данные о характере несоответствия, в разумный срок после того, как оно было или должно было быть обнаружено покупателем (п. 1 ст. 39 Венской конвенции).

Обратимся к одному из дел, решение по которому было вынесено Международным арбитражным судом при БелТПП 22.01.2020. 

Обстоятельства дела

Истец (юридическое лицо, учрежденное по законодательству Республики Беларусь) и ответчик (юридическое лицо, учрежденное по законодательству Федеративной Республики Германия) 06.01.2019 заключили контракт, предусматривающий поставку ответчиком в адрес истца сварных труб на общую сумму 28 001,00 евро. 

В соответствии с условиями контракта истец осуществил предварительную оплату товара. 

Согласно п. 3.1 контракта поставка товара осуществлялась на условиях СРТ литовский город согласно Инкотермс-2010. Оплата транспортных расходов должна производиться за счет истца. 

Справочно. 
Условия поставки CPT Инкотермс-2010 («Carriage Paid To») переводятся как «Фрахт/перевозка оплачены до». Указанное название места назначения означает, что продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, названному им перевозчику для перевозки товара до места назначения.

В спецификации же, являющейся неотъемлемой частью контракта, условия поставки были изменены на EХW немецкий город согласно Инкотермс-2010.

Справочно.
Условия поставки EXW Инкотермс-2010 («Ex Works») переводятся как «Франко завод» («Франко склад»). Указанное название места (дословный перевод «Самовывоз») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом указанном месте (например, на заводе, фабрике, складе, магазине и т.п.).

В накладной CMR и договоре-заявке на разовую перевозку груза местом загрузки товара указан немецкий город. Маршрут перевозки: Германия — Республика Беларусь — Российская Федерация. Стоимость услуг по перевозке составила 3450 евро. 

Согласно п. 3.3 контракта срок поставки определялся спецификацией с учетом предоплаты. В соответствии с CMR-накладной груз был отгружен ответчиком 20.09.2018. 

Состав суда констатировал, что ответчик не представил своих возражений по поводу изменения условий доставки товара.

При этом изменение условий доставки товара состав суда рассматривал как обычную практику деловых отношений, складывающихся в международной торговле, которая не обременяет стороны договора заранее определенными и неизменными существенными условиями. В силу общепризнанного принципа международного частного права о свободе договора стороны могут в процессе исполнения договора конкретизировать его условия, включая место и иные условия доставки товара, с учетом их коммерческих интересов.

Согласно п. 5.2 контракта приемка товара по количеству и качеству производится истцом в течение 20 дней после прохождения таможенной очистки товара на территории Республики Беларусь. Товар поступил на белорусскую таможню 24.09.2018.

Получив товар по месту своего нахождения, истец распорядился им по своему усмотрению и в своих интересах, переадресовав его конечному потребителю в Российской Федерации. 

У конечного потребителя товар был проверен по количеству и качеству, и согласно сюрвейерскому отчету по итогам осмотра товара выявлено несоответствие поставленного товара требованиям контракта и спецификации, а именно несоответствие стандарту EN 10217-2, по следующим параметрам:

— плохой шов;

— неперпендикулярность торцов труб к оси труб (замятие концов);

— предельные отклонения по мерной длине;

— предельные отклонения по наружному диаметру в большую сторону или отклонение от окружности.

Справочно.
Сюрвейерский отчет — это базовый документ, составляемый независимым сюрвейером после инспекции объекта, на основании которого клиентом ведется защита своих интересов перед контрагентами и в арбитражном суде.

Состав суда констатировал, что сюрвейерский отчет составлен 09.10.2018, то есть в пределах в 20-дневного срока проверки качества товара, оговоренного истцом и ответчиком в п. 5.2 контракта.

Решение суда

Состав суда пришел к выводу о том, что доказательствами по делу установлен факт поставки ответчиком товара, часть которого по качеству не соответствовала условиям контракта на сумму 13 668,91 евро. 

Согласно акту от 27.09.2018 к договору-заявке на разовую перевозку груза от 18.09.2018 стоимость услуги по перевозке груза из Германии до конечного потребителя в Российской Федерации составила 3450,00 евро.

Истец оплатил данную сумму с учетом перевозки 1113 штук некачественных труб. Перевозка одной трубы из всего их числа 2280 шт. стоит 1,513 евро из расчета деления стоимости перевозки всех труб 3450,00 евро на общее число всех труб 2280 шт. Умножая 1,513 евро на число некачественных труб 1113 шт., получаем пропорциональную стоимость перевозки некачественных труб 1684,14 евро. А всего стоимость некачественных труб в сумме 13 668,91 евро и стоимость перевозки некачественных труб 1684,14 евро составляет убытки истца на общую сумму 15 353,05 евро. 

В решении указывалось, что расходы, понесенные истцом как покупателем по контракту, вследствие поставки ему товара ненадлежащего качества являются убытками, подлежащими возмещению истцу ответчиком как поставщиком.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 35, 38, 45, 74 Венской конвенции состав суда пришел к выводу об обоснованности исковых требований, включая стоимость дефектной продукции 13 668,91 евро и 1684,14 евро пропорциональной стоимости транспортных расходов, и удовлетворил их в полном объеме.

Последнее
по теме