Вы на портале

Когда реклама становится публичной офертой

Вопрос: Рекламодатель дал в газету рекламу о том, что в определенный период времени в сети его магазинов будет распродажа товаров для сада и огорода. Потребитель, зашедший в ближайший к дому магазин указанной сети, товар из рекламы не обнаружил. Какие последствия могут возникнуть для рекламодателя?

Жаврид Анастасия
Жаврид Анастасия

Юрист частной практики Svoyurist

3401 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Если реклама носит характер публичной оферты, покупатель может потребовать от рекламодателя исполнить договор в натуре.

Основная цель рекламы — привлечь внимание к товару, работе или услуге. Согласно п. 1 ст. 407 ГК реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Однако предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой (п. 2 ст. 407 ГК).

К примеру, сообщение о свойствах товара будет лишь рекламой: «Корзина для фруктов создана из сверхпрочного материала».

Тогда как конкретное предложение будет приравнено к публичной оферте: «Только до конца октября, покупая корзину для фруктов в нашем магазине, каждый покупатель получает вторую точно такую же бесплатно».

Особенность публичной оферты в том, что с появлением акцептанта (отозвавшегося лица) договор считается заключенным. Признание рекламного предложения публичной офертой влечет следующие последствия для рекламодателя:

— обязанность заключить договор на условиях, изложенных в рекламе. Рекламодатель не вправе отказаться от заключения договора, если клиент отозвался на предложение по указанным в рекламе реквизитам;

— невозможность предоставлять особые условия клиентам, откликнувшимся на рекламу, если этих условий изначально не было в рекламе;

— обязанность исполнить договор в натуре (например, передать товар по акционной цене, предоставить второй товар бесплатно и т.д.). При необходимости рекламодатель обязан будет, например, докупить товар для того, чтобы исполнить обязательства перед клиентом.

Таким образом, если рекламодатель указал виды товаров, период акционного предложения, место проведения и размер скидок, при этом оговорка о том, что данное предложение не является публичной офертой, отсутствовала, то рекламодатель обязан обеспечить наличие указанного товара.

Если рекламодатель не указал, что количество товара ограничено, отсутствие товара в указанном месте и, соответственно, невозможность исполнить обязательство перед клиентом является нарушением условий договора со стороны рекламодателя.

Клиент имеет право потребовать исполнения договора в натуре (например, предоставив рекламодателю отсрочку для закупки товара).

Вопрос: Рекламодатель туристических услуг готовит рекламу в Интернете, но окончательная цена рекламируемых услуг еще не определена. Что нужно сделать, чтобы такую рекламу не признали публичной офертой?

Ответ: Необходимо сделать акцент на описании предлагаемых  услуг.

Для того, чтобы реклама не стала публичной офертой, рекламодателю необходимо принять ряд мер:

1) в самой рекламе следует сделать оговорку о том, что данное предложение не является публичной офертой и окончательные условия и цену необходимо уточнять у представителя рекламодателя;

2) в рекламе лучше делать акцент на свойствах и описании предлагаемых услуг, а не на существенных условиях договора;

3) если предложение ограничено, необходимо прямо на это указывать. Например: «Акция "Раннее бронирование — 2020" действует до 15 марта 2020 года».

3401 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме