Споры с госорганами

Незаконное воздействие на землю и причинение вреда окружающей среде (решение первой инстанции и постановление апелляции отменены)

Признаком деградации земель является снижение их качества в результате вредного антропогенного воздействия (ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о  земле). Само по себе незаконное воздействие на землю не может свидетельствовать о снижении их качества, пока не доказано обратное.

Обновлено

Дело № 132-8/2018-224А/1558К
Экономический суд Гомельской области удовлетворил исковые требования Государственной инспекции охраны животного и растительного мира (далее — истец), взыскав с республиканского дочернего строительно-производственного унитарного предприятия «Ж» (далее — ответчик) 97 520 руб. вреда, причиненного окружающей среде.
Ответчик обратился с жалобой на судебные постановления. По его мнению, судебные инстанции неправильно истолковали, что является деградацией земли, взяв за основу только факт воздействия на земельный участок без доказательств снижения качества земельного участка.
Коллегия отменила постановления судебных инстанций и отказала в удовлетворении исковых требований. 
Имеющимися в деле доказательствами опровергается факт уничтожения лесной подстилки, живого напочвенного покрова и деградации земли, вызванной незаконным нарушением земли.
Привлечение директора ответчика к административной ответственности <...> по ст. 23.41 КоАП не может рассматриваться в качестве доказательства причинения ответчиком вреда окружающей среде, поскольку правонарушение составляет самовольное занятие земельного участка.
Кодексом Республики Беларусь о земле понятие деградация определено как снижение качества земель. Вывод суда о том, что сам факт незаконного воздействия истца на земельный участок привел к деградации земель является необоснованным, поскольку признаком деградации в силу положений ст. 1 Кодекса о земле является снижение качества земель в результате вредного антропогенного воздействия, которое в рассматриваемом случае не было доказано.

Как усматривается из материалов дела, 09.03.2017 в выделе 6 квартала 130 Луговирнянского лесничества на землях лесного фонда ГЛХУ «Ж» на площади 0,2 га ответчиком незаконно в отсутствие правоустанавливающих документов осуществлялась добыча полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси) в ходе которой ответчик осуществил снятие (уничтожение) плодородного слоя почвы. Данный факт отражен в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

За незаконное использование земель лесного фонда площадью 0,2 га. ответчик был привлечен судом Ж-кого района к административной ответственности по статье 23.41 КоАП Республики Беларусь.

Основываясь на том, что вред окружающей среде считается причиненным при установлении деградации земель (включая почвы), в том числе в результате незаконного, включая самовольный, сбор и (или) уничтожение лесной подстилки, живого напочвенного покрова, снятие (уничтожение) плодородного слоя почвы, <...> истец произвел расчет вреда, причиненного ответчиком окружающей среде, который составил 97 520 руб.

Отказ ответчика от добровольного возмещения вреда послужил основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании указанной суммы. Указанное требование было признано судом обоснованным и удовлетворено в полном объеме.

Оспаривая принятые по делу постановления, ответчик в кассационной жалобе указывает на то, что судебные инстанции неправильно истолковали, что является деградацией земли, взяв за основу только факт воздействия на земельный участок без доказательств снижения качества земельного участка. 

В выделе 6 квартала 130 Луговирнянского лесничества в апреле 2015 имел место пожар, что свидетельствует о том, что на спорном участке отсутствовал плодородный слой почвы. Отсутствие плодородного слоя на рассматриваемом участке подтверждается заключением почвоведческой экспертизы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по экономическим делам приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) вред, причиненный окружающей среде, - имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь.

Пунктом 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 № 1042 (далее – Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда), вред окружающей среде считается причиненным при установлении факта незаконного уничтожения лесной подстилки, живого напочвенного покрова, деградации земель (включая почвы), определяемая по видам и показателям, согласно Приложению № 1.

Пунктом 6 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда предусмотрено, что размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причинённого окружающей среде» (далее – Указ № 348).

Статьей 101 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.

В опровержение факта причинения вреда окружающей среде ответчик приводит следующие доказательства.

В выделе 6 квартала 130 Луговирнянского лесничества имел место пожар, что подтверждается актом о пожаре в лесном фонде от 12.04.2015, согласно которому предварительная площадь пожара составила 0,10 га, вид пожара – часть верхнего интенсивный и часть низовой интенсивный.

ГНУ «И» была проведена почвоведческая экспертиза на предмет определения факта уничтожения (повреждения) плодородного слоя почвы и деградации земель, а также степени нарушения плодородного слоя почвы и деградации земель на участке <..>> путем исследования состояния почвенного плодородия на участках с проведенными ответчиком работами по разравниванию песчаного бугра для создания подъездных путей к месту добычи песка и на контрольном участке. 

Согласно заключению экспертизы уничтожение плодородного слоя земли не установлено. Земляные работы, проводимые ответчиком по разравниванию ландшафта не привели к деградации земли на исследуемом участке. 

После пожара в 2015 году в исследуемом выделе образовалась гарь, требующая проведения сплошной санитарной рубки и проведения лесовосстановительных мероприятий.

Проектно-изыскательское унитарное предприятие «Г» подтвердило, что при производстве инженерно-геологических изысканий по объекту «Р» Ж-го района Гомельской области западнее скважин № 4, № 5 на прилегающей возвышенности с обгоревшими древесными остатками и пнями почвенно-растительный покров отсутствовал. Строительный проект по разработке и рекультивации указанного карьера датирован 2016 годом.

Из письменного пояснения Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения следует, что вред, причиненный лесной подстилке и живому напочвенному покрову в результате пожара не определялся ввиду отсутствия методики и нормативно-правовых актов для его определения и расчета.

Оценивая доводы ответчика, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с абз. 9 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о земле деградация земель — процесс снижения качества земель в результате вредного антропогенного и (или) природного воздействия. Деградированные земли — земли, потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния, исключающего возможность их использования по целевому назначению (абз. 10 ст. 1 Кодекса о земле).

Виды и показатели деградации земель (включая почвы) приведены в Приложении 1 к Положению о порядке исчисления размера возмещения вреда. Согласно пункту 7 указанного приложения одним из видов деградации земель является незаконное нарушение земель при разработке месторождений полезных ископаемых и их переработке: добыче торфа и сапропелей; ведении строительных работ и иных раскопок.

В ходе рассмотрения дела судом был опрошен специалист ГНУ «И», которая пояснила, что <...> на момент исследования на спорном участке и на контрольном участке плодородный слой почвы отсутствовал.

Судом был заслушан специалист– начальник Ж-кой районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, из пояснений которого следует, что после пожара в 2015 году на рассматриваемом участке местности живой напочвенный покров был полностью уничтожен огнем.

Из пояснений геолога первой категории УП «Г», опрошенного судом в качестве свидетеля, следует, что им проводились изыскания на спорном участке в 2016 году зимой и осенью, почвенно -растительный слой на участке отсутствовал, сгорел.

ГЛХУ «Л» подтвердило проведение в апреле 2017 плановых лесовосстановительных мероприятий – посадку леса в квартале 130 выдела 6,1,5 на площади 2,8 га.

Из заключения почвоведческой экспертизы следует, что ответчик <..> выполнил работы по вертикальной планировке поверхности (разравнивание ландшафта) путем срезания имеющегося песчаного холма, в результате которых были созданы благоприятные условия для проведения лесовосстановительных работ, в том числе для обработки почвы под лесные культуры. 

К деградированным землям относятся земли, потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния, исключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению. В рассматриваемом случае факт снижения качества или потери исходных полезных свойств, исключающих использование земли по целевому назначению, опровергается заключением почвоведческой экспертизы.

По результатам дополнительной проверки, проведенной ОБЭП КМ ОВД Ж-го райисполкома в отношении должностных лиц ответчика по факту причинения вреда окружающей среде в результате незаконного проведения в марте 2017 земляных работ в <...>, возбуждении уголовного дела по ст.ст. 269, 424, 426 УК отказано. Из материалов проверки следует, что в ходе первоначального и повторного осмотров указанного участка местности установлено возобновление почвенного покрова, произрастание трав и другой растительности, а высаженные в апреле 2017 лесные культуры (сосна, береза) принялись к росту, что свидетельствует о функционировании плодородного слоя почвы.

По мнению истца, ответчик причинил вред окружающей среде в результате уничтожения лесной подстилки, живого напочвенного покрова, приведшего к деградации земли.

Вместе с тем, имеющимися в деле доказательствами (акт о пожаре, заключение почвоведческой экспертизы, письменные пояснения УП «Г», пояснения специалистов ГНУ «И» и Ж-кой районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, пояснения свидетеля – геолога УП «Г») опровергается факт уничтожения лесной подстилки, живого напочвенного покрова и деградации земли, вызванной незаконным нарушением земли.

Привлечение директора ответчика к административной ответственности <...> по ст. 23.41 КоАП не может рассматриваться в качестве доказательства причинения ответчиком вреда окружающей среде, поскольку административное правонарушение составляет самовольное занятие земельного участка.

В связи с тем, что Кодексом Республики Беларусь о земле понятие деградация определено как снижение качества земель, вывод суда о том, что сам факт незаконного воздействия истца на земельный участок привел к деградации земель является необоснованным, поскольку признаком деградации в силу положений ст. 1 Кодекса о земле является снижение качества земель в результате вредного антропогенного воздействия, которое в рассматриваемом случае не было доказано.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленного истцом требования.

Руководствуясь статьями 283, 294, 296 - 298 ХПК, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь постановила решение экономического суда Гомельской области от 22.08.2018 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 25.10.2018 отменить.

Последнее
по теме