Вы на портале

Закупки за счет собственных средств: кто вправе воспользоваться «льготами» Декрета № 6?

Ежедневно субъекты хозяйствования сталкиваются с необходимостью закупок товаров (работ, услуг). Действующее национальное законодательство детально регулирует как государственные закупки, так и закупки за счет собственных средств, в том числе закупки при строительстве объектов. Также законодатель предоставил своего рода «послабления» субъектам хозяйствования, перечень которых приведен в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — Приложение, постановление № 229).

Рассмотрим детальнее п. 2 Приложения.

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


3256 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

О чем говорит п. 2 Приложения?

Пункт 2 Приложения относит к числу товаров (работ, услуг), на закупку которых не распространяется действие постановления № 229, товары (работы, услуги), закупаемые для собственного производства белорусскими коммерческими предприятиями (далее — компании). 

Какие «льготы» предоставляются субъектам?

В соответствии с подп. 1.3 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее — Декрет № 6) компании, в том числе имеющие обособленные подразделения:

— освобождаются от обязательного заключения сделок на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства (за исключением приобретения полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств);

— вправе самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;

— вправе самостоятельно определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением определения таковых при приобретении товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств).

Кто может воспользоваться «льготами»?

Для начала обратимся к подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6, где содержится сокращение термина «коммерческие организации». К таким организациям отнесены коммерческие организации, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Справочно.
Под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.

Исходя из подп. 1.3 п. 1 Декрета № 6 воспользоваться рассматриваемыми льготами вправе компании, обладающие в совокупности следующими признаками:

— юридические лица, являющиеся коммерческими организациями;

— юридические лица — резиденты Республики Беларусь;

— место нахождения — средние, малые городские поселения, сельская местность;

— способ создания — учреждение новой организации. 

На какие компании действие «льгот» не распространяется?

Согласно подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6 рассматриваемые нормы не распространяются на компании, созданные после 1 августа 2016 г.:

— в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния;

— реорганизованные после указанной даты путем присоединения к ним других юридических лиц Республики Беларусь.

Рассматриваемые нормы также не распространяются на компании, указанные в подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6, среди которых в том числе:

— банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации, микрофинансовые организации;

— резиденты Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

— коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, обособленные подразделения в части осуществления ими:

• риэлтерской деятельности;

• деятельности в сфере игорного бизнеса;

• лотерейной деятельности;

• деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр;

• производства и (или) реализации подакцизных товаров;

• производства и (или) реализации ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

• изготовления ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

• деятельности в рамках простого товарищества.

Реализация права самостоятельно определять поставщиков: есть проблема?

Предоставленное законодателем право самостоятельно определять поставщиков не исключает того требования, что данное право должно реализовываться добросовестно и не в ущерб конкурентным отношениям на рынке.

Также отметим, что при самостоятельном определении поставщиков следует помнить об экономической эффективности предстоящей закупки, о недопущении совершения коррупционных действий и ограничения конкуренции.

Полагаем возможным при принятии решения о самостоятельном выборе контрагента проводить изучение конъюнктуры рынка путем размещения информации, предложений потенциальных поставщиков в открытом доступе на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет. 

Рекомендация.
При изучении конъюнктуры рынка рекомендуем оформлять подтверждающие документы (оценочный лист, копии предложений поставщиков), которые, в свою очередь, следует хранить вместе с заключенным по результатам закупки договором.

Если размещение информации на сайте невозможно ввиду отсутствия достаточного времени для этого или это нецелесообразно, рекомендуем провести переговоры с производителями или их официальными торговыми представителями, в том числе из числа включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей). Указанный регистр ведется информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» на основании ч. 3 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229.

Полагаем, что специалисты закупающей организации могут использовать и иные методы, повышающие эффективность реализации права самостоятельно определять поставщиков. Во всяком случае действенность методики, на наш взгляд, может подтверждаться ростом различных показателей (либо в общем, либо, например, по отдельным направлениям, связанным с использованием приобретенного оборудования) деятельности организации.

3256 Shape 1 copy 6Created with Avocode.