Содержание:
Обязанность по соблюдению претензионного порядка может быть установлена как в законодательстве, так и в соглашении сторон.
В соответствии с абз. 8 ч. 2 ст. 159 ХПК исковое заявление должно содержать сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Можно заключить, что соблюдение претензионного порядка урегулирования спора является условием обращения за судебной защитой нарушенного права.
Претензионный порядок считается соблюденным при одновременном наличии следующих условий:
- направление претензии ответчику;
- получение ответа на претензию/истечение срока, установленного для ответа (ч. 1 п. 12 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции») (далее – постановление Пленума № 6).
Направление претензии ответчику
Досудебная претензия должна быть направлена по юридическому адресу ответчика или иным способом, согласованным в договоре (к примеру, по электронной почте и др.).
На практике возникают ситуации, когда в договоре:
- указан юридический и почтовый адрес ответчика;
- адрес, указанный в договоре, не соответствует адресу, указанному на официальном сайте ответчика/в выписке из ЕГР.
В таких случаях полагаем целесообразным направить досудебную претензию по всем известным адресам ответчика. При этом в исковом заявлении следует отразить причины направления претензии по всем адресам ответчика (в том числе не перечисленным в договоре), что подтвердит принятие всех мер, направленных на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
В случае, если юридический адрес ответчика в договоре отсутствует, его можно установить с помощью:
Далее претензию следует направить на установленный юридический адрес. Копию выписки/распечатки сайта рекомендуется приложить к исковому заявлению.
Досудебную претензию требуется отправлять заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении либо вручить под роспись, что позволит зафиксировать факт направления претензии, а также факт получения/неполучения претензии ответчиком. Для минимизации рисков, связанных с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора, такую корреспонденцию целесообразно направлять с описью вложения.
Получение ответа на претензию/истечение срока ответа на претензию
Получение ответа на претензию является свидетельством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
На практике часто возникают ситуации, когда:
- претензия ответчиком получена и оставлена без ответа;
- претензия ответчиком не получена, корреспонденция возвращена истцу с отметкой учреждения почтовой связи «за отказом», «за невостребованием» и т.п.
Претензия получена, но оставлена без ответа
Неполучение ответа на претензию в месячный срок (если иной срок не предусмотрен законодательством или договором) не препятствует обращению истца в суд (п. 8 приложения к ХПК, ч. 3 п. 12 постановления Пленума № 6).
В представленном случае целесообразно к иску приложить копию претензии, квитанцию об отправке заказной корреспонденции в адрес ответчика (в том числе с описью вложения), уведомление о вручении заказной корреспонденции / слежение за почтовым отправлением с сайта РУП «Белпочта».
Если ответчик не получает корреспонденцию / уклоняется от ее получения
Если претензия была направлена истцом на юридический адрес ответчика, но не была вручена с отметкой «за отказом», «за невостребованием» и т.п. и вернулась истцу, то, как свидетельствует судебная практика, это не является препятствием для обращения в суд. При обращении в суд истец обязан приложить к иску документы, подтверждающие соблюдение им досудебного порядка урегулирования спора (претензия, документы об отправке, конверт с отметками о невручении претензии). Указанные документы подтвердят факт того, что истцом были предприняты все меры по соблюдению досудебного порядка урегулирования спора.
Последствия несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора
Если истцом не были представлены доказательства соблюдения досудебного порядка, экономический суд оставляет исковое заявление без движения и обязует истца в установленный срок (не более 15 дней) устранить недостатки ‒ представить доказательства соблюдения претензионного порядка (ст. 162 ХПК). Если в установленный срок такие доказательства суду не будут представлены, суд возвращает исковое заявление с приложенными документами в адрес истца (ст. 162, 163 ХПК).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что претензия направлена истцом по ненадлежащему адресу (не по месту нахождения ответчика), имеет место несоблюдение претензионного порядка (ненадлежащее направление претензии), экономический суд вправе предложить сторонам урегулировать спор в примирительной процедуре. При недостижении примирения и рассмотрении экономическим судом спора по существу примирительная процедура рассматривается как досудебное урегулирование спора (п. 14 постановления Пленума № 6).
При несогласии сторон урегулировать спор в примирительной процедуре экономический суд оставляет иск без рассмотрения (абз. 5 ч. 1 ст. 151 ХПК).