Налоговые споры

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

 05.12.2019г.

Дело № 63-13Ап/2019/222Жн

г. Минск

Верховный Суд Республики Беларусь в составе судьи рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью Г» на постановление экономического суда Брестской области от 31.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

с участием представителя ООО «Г» адвоката К. по доверенности, начальника юридического отдела ИМНС Ф. по доверенности, начальника отдела оперативных мероприятий ИМНС Р. по доверенности, заведующего сектором правовой и кадровой работы ИМНС С. по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением экономического суда Брестской области от 31.10.2019 общество с ограниченной ответственностью «Г» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и на него наложен штраф в размере 5% стоимости предметов административного правонарушения, что составляет 7 080,68 рублей.

В жалобе ООО «Г» просит постановление экономического суда отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на приобретение товаров за наличные денежные средства в соответствии с установленным законодательством порядком, на составление протокола об административном правонарушении с нарушением законодательства.

В судебном заседании представитель ООО «Г» доводы жалобы поддержал.

Представители ИМНС полагают постановление суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителей лица, в отношении которого ведется административный процесс, и органа, ведущего административный процесс, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 12.8 ПИКоАП Республики Беларусь при рассмотрении жалобы (протеста) суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 18.10.2019 обществу с ограниченной ответственностью «Г» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, выразившегося в приобретении и использовании в производстве в период с 01.12.2017 по 30.09.2019 товаров на сумму 141 613,50 рублей в магазинах розничной торговли за наличный расчет по кассовым чекам без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих их приобретение. Нарушены п.п. 1.15 п. 1 ст. 22, п. 2 ст. 291 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции до 01.01.2019), п.п. 1.15 п. 1 ст. 22, п. 6 ст. 333 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции с 01.01.2019), ст. 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Суд признал ООО «Г» виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, не приняв в качестве первичных учетных документов, подтверждающих приобретение товаров за наличные денежные средства представленные ООО «Г» чеки кассового суммирующего аппарата магазинов розничной торговой сети и авансовые отчеты, так как чеки не входят в Перечень первичных учетных документов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360.

В то же время, согласно статье 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне. Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления. При этом, утвержденные организацией первичные учетные документы должны содержать сведения, обязательные для первичного учетного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона.

Следовательно, первичными учетными документами, подтверждающими приобретение товаров, могут быть как первичные учетные документы, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, так и иные утвержденные организацией первичные учетные документы, обязательное наличие которых при совершении той или иной хозяйственной операции предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями юридическим лицам предоставлено право производить расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь в белорусских рублях наличными денежными средствами в порядке, определяемом Национальным банком.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117 утверждена Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, которой предусмотрен порядок выдачи под отчет наличных денежных средств для совершения текущих операций, разрешено использование личных денежных средств работников в белорусских рублях для приобретения товаров, об израсходованных суммах в бухгалтерию должен быть представлен отчет с приложением подтверждающих документов (пункты 69, 75, 89, Инструкции). В соответствии с пунктом 91 Инструкции таким подтверждающим документом является платежный документ, содержащий наименование продавца, учетный номер плательщика (УНП), порядковый номер платежного документа, дату и время проведения операции продажи товара (выполнения работы, оказания услуги), оформления (печати) чека продажи, наименование, количество и цену товара (работы, услуги), сумму.

Согласно пункту 31 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133, оприходование материалов, закупленных за наличный расчет, производится на основании документов, подтверждающих покупку (товарных и кассовых чеков, квитанций к приходному кассовому ордеру, актов о закупке товаров у физических лиц и др.), которые прилагаются к авансовому отчету.

Таким образом, документами о приобретении товара за безналичный расчет и приема его к учету сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, товарные накладные и др.) на поступившие в организацию материалы, а при закупке товара за наличный расчет такими документами являются товарные и кассовые чеки, квитанции к приходному кассовому ордеру, акты о закупке товаров у физических лиц и др.), которые прилагаются к авансовому отчету (пункты 26 и 31 Инструкции № 133).

Форма авансового отчета законодательно не утверждена, поэтому организация ее разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом требований, предъявляемых статьей 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» требований к первичным учетным документам.

Материалами дела подтверждается разработка и утверждение ООО «Г» в 2017-2019 годах Положения об учетной политике с одновременным утверждением форм учетных документов, в т.ч авансового отчета, который соответствует требованиям бухгалтерского учета. Налоговому органу представлены авансовые отчеты на расходование наличных денежных средств с подтверждением указанных в них сумм кассовыми чеками.

Из изложенного следует, что ООО «Г» соблюдены требования законодательства о бухгалтерском учете и документальном подтверждении совершенных хозяйственных операций о приобретении товаров за наличный расчет.

 Согласно пункту 2 части 2 статьи 9.6 ПИКоАП Республики Беларусь обстоятельством, исключающим административный процесс в отношении юридического лица, является отсутствие в деянии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление экономического суда подлежит отмене, а дело прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 12.8 – 12.10, 12.14, 12.14-1 Процессуально – исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление экономического суда Брестской области от 31.10.2019 по делу № 63-13Ап/2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Г» отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Г» прекратить.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 12.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Судья

Последнее
по теме