Споры с госорганами

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 10.12.2019

Дело №161-3/2019/191А/1364К

г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления внутренних дел Гомельского областного исполнительного комитета на постановление апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 09.10.2019 по делу № 161-3/2019/191А по заявлению общества с ограниченной ответственностью «К» к управлению внутренних дел Гомельского облисполкома о признании незаконными действий должностных лиц управления по гражданству и миграции управления внутренних дел Гомельского областного исполнительного комитета,

 с участием представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

Решением экономического суда Гомельской области от 02.09.2019 ООО «К» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностных лиц управления по гражданству и миграции УВД Гомельского облисполкома (далее - УГиМ УВД Гомельского облисполкома).

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 09.10.2019 решение суда первой инстанции от 02.09.2019 отменено, заявление ООО «К» удовлетворено. Признаны незаконными действия должностных лиц УГиМ УВД Гомельского облисполкома по аннулированию специальных разрешений № 0156489 от 05.12.2018 в отношении гражданки С., № 0156527 от 27.12.2018 в отношении гражданина Са., № 0156544 от 04.01.2019 в отношении гражданина И., № 0156564 от 22.01.2019 в отношении гражданина М. Суд обязал УГиМ УВД Гомельского облисполкома устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «К».

УВД Гомельского облисполкома обратилось с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции от 09.10.2019, в которой просит его отменить, а решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права и неверную оценку судом представленных доказательств.

Заявитель кассационной жалобы указал на то, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что действия УГиМ УВД Гомельского облисполкома по аннулированию специальных разрешений в отношении граждан Республики Узбекистан соответствовали требованиям законодательства и не повлекли нарушений прав и законных интересов ООО «К» в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, так как обществом как нанимателем вышеуказанных иностранных граждан были предоставлены документы, послужившие основанием для выдачи специальных разрешений, и содержащие ложные сведения на момент принятия УГиМ УВД Гомельского облисполкома решений о выдаче данных разрешений.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции не учтены имеющиеся в материалах дела сведения, подтверждающие факты того, что на момент обращения ООО «К» с заявлениями о выдаче специальных разрешений в отношении иностранных граждан данное общество не вышло на торговый рынок, не обеспечивало свою конкурентоспособность, и не являлось организацией, осуществляющей розничную торговлю товарами легкой промышленности в торговых объектах.

Представитель УВД Гомельского облисполкома кассационную жалобу поддержала, ссылаясь на изложенные в ней доводы.

Представители ООО «К» полагают, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, поскольку судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь приходит к выводу, что оснований для его отмены не имеется исходя из следующего.

Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) основаниями для изменения или отмены судебных постановлений экономического суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «К» обратилось с заявлением к УВД Гомельского облисполкома о признании незаконными действий должностных лиц УГиМ УВД Гомельского облисполкома по аннулированию специальных разрешений, выданных иностранным гражданам на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представители заинтересованного лица указали на законность и обоснованность действий должностных лиц УГиМ УВД Гомельского облисполкома при аннулировании вышеуказанных специальных разрешений.

Экономический суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных исковых требований, посчитав, что должностные лица УГиМ УВД Гомельского облисполкома при аннулировании специальных разрешений, выданных иностранным гражданам на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, действовали законно и в рамках своих полномочий, так как по поступившей информации от налогового органа был установлен факт предоставления ООО «К» документов, послуживших основанием для выдачи специального разрешения, которые содержали недостоверные сведения.

Апелляционная инстанция экономического суда Гомельской области, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, по мнению судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь пришла к правильному выводу об удовлетворении заявленных ООО «К» и о признании незаконными действий должностных лиц УГиМ УВД Гомельского облисполкома по аннулированию специальных разрешений, выданных иностранным гражданам на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что заявитель ООО «К» обратилось в Департамент по гражданству и миграции с заявлением о выдаче специального разрешения на право занятия иностранными гражданами трудовой деятельностью в Республике Беларусь, приложив документы, предусмотренные Перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее - Перечень, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь №200), Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 №156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2009 №193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 №156).

В соответствии с административной процедурой, регламентированной в Инструкции о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.06.2016 №173 (далее - Инструкция №173), четверым гражданам Республики Узбекистан 05.12.2018, 27.12.2018, 04.01.2019, 22.01.2019 выданы специальные разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а именно: осуществлять трудовую деятельность у нанимателя ООО «КлотсТрейд».

Согласно пункту 27 Инструкции № 173, специальное разрешение может быть аннулировано или аннулируется подразделением по гражданству и миграции по основаниям, предусмотренным статьей 31 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».

Специальное разрешение аннулируется, в частности, в случае выявления факта представления нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов, послуживших основанием для выдачи специального разрешения.

Решение об аннулировании специального разрешения оформляется заключением, которое утверждается начальником подразделения по гражданству и миграции, а в его отсутствие - лицом, исполняющим его обязанности.

В соответствии с пунктом 28 Инструкции № 173, подразделение по гражданству и миграции направляет нанимателю Республики Беларусь, специальное разрешение которого аннулировано, уведомление об аннулировании специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, в том числе являющихся высококвалифицированными работниками, по форме согласно приложению 10 к настоящей Инструкции, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым и шестым части второй статьи 31 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» ( далее – Закон).

Разрешение считается аннулированным со дня, указанного в заключении об аннулировании специального разрешения.

УГиМ УВД Гомельского облисполкома в адрес ООО «К» 23.05.2019 за №8/9535 направлено уведомление об аннулировании специальных разрешений на право занятия иностранными гражданами трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Из заключения №61 об аннулировании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденного начальником УГиМ УВД Гомельского облисполкома 23.05.2019, усматривается, что основанием для аннулирования специальных разрешений №0156489, №0156527, №0156544, №0156564 на работу граждан Республики Узбекистан: С., Са., И., М. послужила информация ИМНС (письмо от 05.04.2019 № 2-1-11/02650), полученная заинтересованным лицом 22.05.2019 вх.№ 12944, в которой со ссылкой на представленную налоговую декларацию ООО «К» за 4 квартал 2018 года сделан вывод о том, что деятельность обществом не осуществляется с даты регистрации - 06.11.2018, и, следовательно, ООО «К» при обращении за выдачей специальных разрешений представлено заявление, содержащее ложные сведения об осуществлении деятельности данным обществом.

Материалами дела подтверждается, что ООО «К» создано 06.11.2018. Протоколом его учредительного собрания от 06.11.2018 № 1 утвержден устав ООО «К», согласно пункту 1.2 которого участниками являются граждане Республики Узбекистан: С., Са., И., М., то есть лица, в отношении которых заинтересованным лицом произведено аннулирование специальных разрешений.

В соответствии с подпунктами 2.1 - 2.3 устава общества, основной целью его деятельности является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов участников общества посредством осуществления хозяйственной деятельности. Общество осуществляет любые виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» и иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Республики Беларусь.

Анализ представленных доказательств в совокупности (договора поставки от 10.12.2018, договора аренды №2А от 01.01.2019, приказов о приеме на работу, информации ИМНС №8/15351 от 21.08.2019 о размере выручки ООО «К» за 1 и 2 кварталы 2019 года) привел суд апелляционной инстанции к обоснованному выводу о том, что действия общества по приему на работу персонала, заключению хозяйственных договоров, имевшие место в конце 2018 года- начале 2019 года, а также наличие у общества выручки и ее рост во 2 квартале 2019 года свидетельствуют об осуществлении ООО «К» в 2019 году предпринимательской деятельности, предусмотренной Уставом данного общества.

Судом апелляционной инстанции правомерно отмечена непоследовательность действий должностных лиц УГиМ УВД Гомельского облисполкома, которые по заявлению ООО «К» приняли решение о восстановлении специального разрешения в отношении гражданина И., а в отношении остальных лиц - отказали, несмотря на то, что основанием для аннулирования в отношении всех работников было неосуществление обществом своей деятельности.

Поскольку из заключения УГиМ УВД Гомельского облисполкома №61 от 23.05.2019 усматривается, что основанием для аннулирования специальных разрешений на работу граждан Республики Узбекистан явилось предоставление ООО «К» при обращении за выдачей специальных разрешений заявления, содержащего ложные сведения об осуществлении деятельности данным обществом, то ссылки УГиМ УВД Гомельского облисполкома на наличие в вышеуказанных заявлениях ложных сведений и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Республики Беларусь, о специальности и образовании граждан Узбекистана, являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах выводы УГиМ УВД Гомельского облисполкома и суда первой инстанции о наличии оснований для аннулирования специальных разрешений обоснованно признаны судом апелляционной инстанции ошибочными.

На основании вышеизложенного, учитывая, что представленные заявителем в материалы дела в обоснование заявленного требования доказательства подтверждают факт незаконных действий должностных лиц УГиМ УВД Гомельского облисполкома по аннулированию специальных разрешений, выданных иностранным гражданам на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, правомерными судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь находит выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных ООО «К» требований и обязанности УГиМ УВД Гомельского облисполкома устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов общества.

Каких-либо иных доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для переоценки выводов суда, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, либо опровергали выводы суда, кассационная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, судом не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 297 ХПК оснований для его отмены и изменения не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 283, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

Постановление апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 09.10.2019 по делу № 161-3/2019/191А оставить без изменения, а кассационную жалобу управления внутренних дел Гомельского областного исполнительного комитета - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано (опротестовано) в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Последнее
по теме