Таможенные споры

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29.11.2018

Дело № 533-15/2017/718А/1161К

г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «И» на решение экономического суда города Минска от 18.05.2018 и постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 16.07.2018 по делу № 533-15/2017 по заявлению закрытого акционерного общества «И» о признании недействительным решения таможни № 12/43437 от 17.11.2017 по акту таможенной проверки № 06811/18017/31087/32000229 от 31.08.2017, с привлечением к участию в деле частного акционерного общества «З», общества с ограниченной ответственностью «Д»,

УСТАНОВИЛА:

Решением экономического суда города Минска от 18.05.2018 по делу № 533-15/2017 ЗАО «И» отказано в признании недействительным решения таможни № 12/43437 от 17.11.2017.

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 16.07.2018 решение суда первой инстанции от 18.05.2018 оставлено без изменения.

ЗАО «И» обратилось с кассационной жалобой на указанные судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить и удовлетворить заявленные требования.

Представители заявителя в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержали в полном объеме. Представители таможни с доводами кассационной жалобы не согласились, просили в ее удовлетворении отказать. Другие участники судебного разбирательства представителей в судебное заседание не направили, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Рассмотрев дело, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.

Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Из материалов дела усматривается, что ЗАО «И» в период времени с 24.10.2012 по 05.06.2014 ввезло на таможенную территорию Таможенного союза и поместило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары «легковой автомобиль модели CHERY А-13 AF6854», «легковой автомобиль модели CHERY А-13 AF4854», «легковой автомобиль модели ЗАЗ VIDA SF6950», «легковой автомобиль модели ЗАЗ VIDA SF4850», «легковой автомобиль модели ЗАЗ FORZA AF4854», «легковой автомобиль модели ЗАЗ FORZA AF6854».

В целях применения в отношении названных товаров режима свободной торговли таможенному органу были представлены сертификаты о происхождении товара формы СТ-1, из которых усматривалось, что товары подвергнуты достаточной обработке/переработке на территории Украины, о чем свидетельствовали указанные в сертификатах цифры 8703 кода товарной позиции ТН ВЭД. Это позволило заявителю воспользоваться предоставленной подпунктом 2.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2007 № 699 (в редакции на момент ввоза) «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» (далее – Указ № 699) льготой.

В ходе проведения проверки таможенным органом установлено, что адвалорная доля иностранных узлов и комплектующих в конечной цене на условиях франко-завод в отношении ряда ввезенных автомобилей CHERY А-13 AF6854 модификации 22, ЗАЗ FORZA AF4854 модификации 30, ЗАЗ FORZA AF6854 модификации 20, ЗАЗ FORZA AF4854 модификации 20 составила более 50%, в связи с чем, критерий достаточной переработки в отношении указанных товаров не соблюден, и не подтверждено их украинское происхождение.

По результатам проверки таможней составлен акт выездной таможенной проверки № 06811/18017/31087/32000229 от 31.08.2017, на основании которого вынесено решение № 12/43437 от 17.11.2017 о взыскании с заявителя таможенных платежей и пеней на сумму 277 670,50 рублей. С названным решением не согласился заявитель, обратившись с требованием о признании его недействительным, которое правомерно оставлено без удовлетворения судебными инстанциями в силу следующего.

Подпунктом 2.1 Указа № 699 установлено, что товары, происхождение которых из Республики Беларусь и стран, указанных в приложении 2 к Указу, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли, не подтверждено в определенных законодательством Республики Беларусь случаях сертификатом о происхождении товара формы СТ-1, облагаются ввозными таможенными пошлинами.

В соответствии с Приложением 1 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 20.11.2009 (далее – Правила) для товаров, классифицируемых в товарную позицию 8703 ТН ВЭД требуется выполнение правила адвалорной доли (стоимость иностранного сырья не превышает 50% в цене конечной продукции), а также выполнение определенных производственных и технологических операций, при выполнении которых, товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.

Согласно пункту 2.4 Правил, в случае если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

для материалов иностранного происхождения – по таможенной стоимости таких материалов при их ввозе в страну, на территории которой осуществляется производство конечного товара, или по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечного товара;

для конечного товара – по цене на условиях франко-завод.

Согласно пункту 6.7 Правил, в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата формы СТ-1 или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат формы СТ-1, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов.

В целях проверки достоверности сведений, на основании которых уполномоченный орган Украины, выдавший сертификат формы СТ-1, пришел к выводу о соблюдении критерия достаточной переработки ввозимых заявителем с использованием льгот товаров, таможенными органами Республики Беларусь через Государственный таможенный комитет Республики Беларусь от компетентных органов Украины была запрошена соответствующая информация.

Анализ полученных таможенными органами сведений и документов из Государственной фискальной службы Украины в отношении сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 № BY32300F 2456 (0548915), № BY32300F 2456/2 (0548915) от 27.03.2013, № BY32300F 3756 (0662760) от 26.04.2013 на автомобили Chery А-13 AF4854 модификации 22, указанных в разделе I обжалуемого решения, показал, что для сборки легковых автомобилей Chery А-13 используются силовые агрегаты SQ477F (A13L-1000300) (далее силовые агрегаты), собираемые на производственном подразделении «М» Публичного акционерного общества «З».

В подтверждение украинского происхождения силовых агрегатов при отпускной цене на условиях франко-завод в размере 3 303 $ (26 400,88 гривен (далее – грн.)) уполномоченным органом Украины предоставлены следующие документы:

процесс изготовления силовых агрегатов (исх. № 689/НТЦ от 15.05.2014), согласно которому на ПП «М» ПАО «З» и ПАО «З» осуществляется только подсборка узлов и сборка силового агрегата, поставляемых из Китая. Дополнительных частей или комплектующих к силовым агрегатам согласно технологическому процессу на данных предприятиях не изготавливается;

контракт № 156/25480917/02094 от 20.11.2010 с Ltd (Китай) на поставку силовых агрегатов и комплектующих изделий для сборки автомобилей Chery в соответствии со спецификациями (статья 1 контракта), приложение 27НС от 22.11.2012 (спецификация к контракту) на поставку комплектов частей
для сборки 120 силовых агрегатов;

инвойс № 12064-СЛ520121204-02 (расширенный наименованием частей и комплектующих, их количества, стоимости единицу и за количество, общей стоимости 120 комплектов на условиях FOB и CIF) и коммерческий инвойс 12064-CJ1520121204-02 от 15.01.2013 на поставку 120 комплектов с указанием общей стоимости
120 комплектов на условиях FOB и CIF;

импортная декларация Украины № 112070000/2013/000321 19.02.2013 на выпуск частей и комплектующих для сборки силовых агрегатов, согласно которой фактурная стоимость 120 комплектов на условиях CIF Одесса составляет 168 696 долларов США или 1 348 387,13 грн. (1 доллар=7,993 грн. Таможенная стоимость на условиях CIF Одесса составляет 1 603 229,57 грн. за 120 комплектов (графа 12 декларации). С учетом того, что таможенная стоимость 30 товаров из 35 зарегистрированных товаров по декларации № 112070000/2013/000321 от 19.02.2013 принята по шестому методу определения таможенной стоимости таможенный орган пришел к выводу, что таможенная стоимость 1 комплекта не соответствует фактурной стоимости на условиях CIF Одесса. Следовательно, таможенная стоимость частей и комплектующих для сборки 1 силовых агрегатов составляет 13 360,25 грн. (1 603 229,57 грн./120 комплектов);

сводная таблица расчета импортной составляющей в цене силового агрегата SQ477F (A13L-1000300) автомобиля Chery А-13 на условиях франко-завод (далее – Сводная таблица), согласно которой таможенная стоимость комплекта частей и комплектующих для сборки 1 силового агрегата рассчитана в долларах и составляет 1405 долларов США, что соответствует фактурной стоимости (без учета таможенной оценки 30 товаров). Согласно таможенной стоимости комплекта в размере 13360,25 грн. данная величина должна составлять 1 671,49 долларов США (с учетом курса доллара США 7,993 грн. день регистрации таможенной декларации).

С учетом пункта 2.4 Правил таможенный орган пришел к выводу, что процент импортной составляющей в отпускной цене силового агрегата на условиях франко-завод составляет 50,61% (13360,25/264400,88 х 100), т.е. превышает установленный Правилами уровень. Таким образом, таможенная стоимость частей и комплектующих, используемых для сборки силового агрегата в размере 13 360,25 грн., в соответствии с требованиями пункта 2.3 Примечания 2 Приложения 1 к Правилам, должна учитываться как сырье и материалы иностранного происхождения при расчете адвалорной доли автомобилей Chery А-13 модели AF4854. Следовательно, судебные инстанции правомерно согласились с выводами таможенных органов, что силовой агрегат не соответствует критерию достаточной обработки/переработки, установленного для него Правилами, и не может считаться происходящим из Украины.

Сборка легковых автомобилей Chery А-13 осуществляется из машинокомплектов, поставляемых из Китая, силовых агрегатов сборки ПП «М» из узлов и деталей китайского происхождения, деталей российского происхождения, деталей, изготовленных на ПАО «З», а также материалов, частей, деталей и узлов неустановленного происхождения.

В подтверждение украинского происхождения легковых автомобилей Chery А-13 AF4854 модификация 22 уполномоченным органом Украины предоставлены следующие документы:

процесс изготовления автомобилей Chery А-13 AF6854 (модификация 22, 32), AF4854 (модификация 22, 32) (исх. № 863/НТЦ от 10.12.12.), согласно которому на ПАО «ЗАЗ», кроме сварки деталей кузова и сборки автомобилей, изготавливаются также мягкие элементы сидений и изделия из пластмассы – бампера, накладки стоек, обивки дверей;

контракт № 156/25480917/02016 от 15.03.2010 с Ltd (Китай) на комплектующие изделия для сборки моделей автомобилей в соответствии со спецификациями, спецификации к данному контракту на поставку комплектов частей (далее – машинокомплекты) для сборки 120 силовых агрегатов различных комплектаций (базовая, базовая плюс, комфорт, люкс);

инвойс № 12064-CJ1520121001-01 от 11.10.2012 на поставку машинокомплектов для сборки 120 автомобилей Chery А-13 AF4854 модификация 22;

импортная декларация Украины №112050001/2012/004781 03.12.12 (таможенная стоимость 1 машинокомплекта – 31473,32 фактурная стоимость – 29340,62 грн./3670,79$);

приложение 1А к исх. № 45 от 28.01.2013, содержащее перечень деталей машинокомплектов, поставляемые для сборки автомобиля Chery А-13 AF4854 модификация 22 с указанием импортных деклараций Украины, количества деталей для сборки одного автомобиля, фактурной стоимости деталей и стоимость одного машинокомплекта, а также таможенной стоимости деталей иностранного происхождения, отпускной цены автомобиля на условиях франко-завод и процента импортной составляющей в отпускной цене автомобиля.

при расчете адвалорной доли силового агрегата, так и расчете адвалорной доли автомобиля Chery А-13 AF4854 модификации 22 таможенным органом было установлено, что изготовителем учтена не таможенная стоимость мащинокомплекта поступившая по указанной выше декларации, а их контрактная стоимость на условиях CIF Одесса, которая меньше таможенной стоимости (разница составляет более 2000 грн. для машинокомплекта).

С учетом таможенной стоимости только машинокомплектов адвалорная доля иностранного сырья в конечной цене автомобиля на условиях франко-завод для автомобилей Chery А-13 AF4854 модификации 22 превышает установленный Правилами предел в размере 50% и составляет 50,74%. Принимая во внимание также таможенную стоимость иностранных составляющих для сборки силового агрегата, адвалорная доля для автомобилей Chery А-1 AF4854, модификация 22 составляет 72,28% (44 833,57 грн. (таможенная стоимость импортных составляющих)/62 026 грн. (отпускная цена автомобиля).

Исходя из произведенных расчетов таможенный орган пришел к выводу, что критерий достаточно обработки/переработки не выполнен в отношении легковых автомобилей Chery А-13 модели AF4854 (модификация 22), ввезенных Республику Беларусь с предоставлением режима свободной торговли на основании сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 BY32300F 3756 от 26.04.2013, BY32300F 2456/2 от 27.03.201 BY3230OF 2456 от 27.03.2013.

В отношении сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 № BY42300F 1436 от 24.02.2014, № BY42300F 1436/1 от 24.02.2014, № BY42300F 2649/2 от 27.03.2014, № BY42300F 2649/3 от 27.03.2014, № BY42300F2 2649/4 от 27.03.2014, указанных в разделе II оспариваемого решения, ГФС Украины письмом № 113/5/99-99-25-02-03-16 от 06.01.2016 документы представлены документы на 4926 листах без поименования каждого приложенного документа в тексте письма.

На основании представленных документов таможенным органом установлено, что при производстве легковых автомобилей модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 30), ЗАЗ FORZA AF 6854 (модификация 20) используются сырье, материалы и комплектующие украинского происхождения, происхождения стран СНГ, дальнего зарубежья и неизвестного происхождения.

В соответствии со сведениями, указанными в Справке об узлах и деталях импортного и неизвестного происхождения, используемых при производстве легковых автомобилей модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 30), для сборки одного автомобиля ЗАЗ FORZA AF 4854, используются иностранные части, узлы и комплектующие, представляющие собой один комплект деталей, поставляемых по контракту № 156/25480917/02016 от 15.03.2010, заключенному между ПАО «ЗАЗ» и Ltd, в соответствии с инвойсом № 12064-CJ1520121202-01 от 08.01.2013 и украинской импортной декларацией № 112050001/2013/000275 от 18.02.2013 (всего в соответствии с данными документами поставляются 120 одинаковых комплектов деталей). В калькуляции затрат № 1705/М от 25.12.2013, представленной ПАО «З» на легковые автомобили моделей ЗАЗ FORZA, стоимость узлов и деталей импортного происхождения в размере 29 479 грн. в отпускной цене «франко-завод» автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 30) учтена по фактурной стоимости одного комплекта деталей (442 568,4 долл. США/120 комплектов) с применением курса на дату оформления украинской импортной декларации (1 долл. США = 7,993 грн.). Общая таможенная стоимость 120 комплектов деталей, согласно украинской импортной декларации № 112050001/2013/000275 от 18.02.2013 составляет 3 824 341,57 грн. В связи с этим, таможенный орган пришел к выводу, что именно по этой таможенной стоимости должна быть учтена стоимость комплекта иностранных узлов и деталей в цене «франко-завод» автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 50), составляющей 63 185 грн.

В соответствии со сведениями, указанными в Справке, для сборки одного автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 6854 (модификация 20) используются иностранные части, узлы и комплектующие, составляющие собой один комплект деталей, поставляемых по контракту № 156/25480917/30005 от 12.12.2012, заключенному между ПАО «З» и Chery Automobile Hong Kong Trade Co., Ltd, в соответствии с инвойсом №12064-СА1320130901-01 от 17.09.2013 и тремя украинскими импортными декларациями № 112050000/2013/027546 от 18.10.2013, № 112050000/2013/027569 18.10.2013, № 112050000/2013/027685 от 21.10.2013 (всего в соответствии с данными документами поставляются 120 одинаковых комплектов деталей). калькуляции затрат № 1705/М от 25.12.2013, представленной ПАО «З» на автомобили моделей ЗАЗ FORZA, стоимость узлов и деталей импортного происхождения в размере 29 291 грн. в отпускной цене «франко-завод» автомобиля модели 3АЗ FORZA AF 6854 (модификация 20), учтена по фактурной стоимости одного комплекта деталей (439 742,4 долл.США/120 комплектов применением курса на дату оформления украинских импорт деклараций (1 долл. США = 7,993 грн.). месте с тем, с учетом положений пункта 2.4 Правил, таможенный орган пришел к выводу, что при расчете адвалорной доли стоимость одного комплекта деталей должна быть учтена исходя из общей таможенной стоимости 120 комплектов деталей, указанной в графе 12 украинских импортных деклараций № 112050000/2013/027 от 18.10.2013, № 112050000/2013/027569 от 18.10.2013 № 112050000/2013/027685 от 21.10.2013, в соответствии с которыми общая таможенная стоимость составляет 3 782 347,75 грн. Следовательно, таможенная стоимость одного комплекта деталей составляет 31 519,56 грн. (3 782 347,75 грн./120 комплектов).

При производстве автомобилей моделей ЗАЗ FORZA AF 4 (модификация 30), ЗАЗ FORZA AF 6854 (модификация 20) используется силовой агрегат SQR477F (A13L-1000300), который при расчете адвалорной доли узлов и деталей импортного происхождения в цене «франко-завод» готовых автомобилей модели ЗАЗ FORZA учитывается как имеющий украинское происхождение.

В соответствии со сведениями, указанными в сводной таблице расчета импортной составляющей в цене силового агрегата SQR4 (A13L-1000300) автомобиля ЗАЗ FORZA на условиях франко-завод, для сборки одного силового агрегата используется один комплект деталей поставляемых из Китая по контракту № 156/25480917/30006 12.12.2012, заключенному между ЗАО «З» и Ltd, в соответствии с инвойсом № 12064-СЛ5201308 02 от 20.08.2013 и украинской импортной декларации № 112070000/2013/002046 от 18.09.2013 (всего в соответствии данными документами поставляются 120 одинаковых комплектов деталей).

В подтверждение украинского происхождения силового агрегата SQR477F (A13L-1000300) предоставлена калькуляция затрат на изготовление № 1633/М от 10.12.2013, согласно которой таможенная стоимость комплектующих и деталей импортного происхождения в размере 11 216 грн. в отпускной цене «франко-завод» силового агрегата SQR477F (A13L-1000300) учтена исходя из фактурной стоимости одного комплекта деталей (168 380,4 долл.США/120 комплектов) с применением курса на дату оформления украинской импортной декларации (1 долл. США = 7,993 грн.). Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 2.4 Правил, при расчете адвалорной доли стоимость комплекта деталей должна быть учтена исходя из общей таможенной стоимости 120 комплектов деталей, указанной в графе 12 украинской импортной декларации № 112070000/2013/002046 от 18.09.2013, в соответствии с которой их таможенная стоимость составляет 1 603 146,35 грн. Следовательно, таможенная стоимость одного комплекта деталей для производства силового агрегата составляет 13 359,55 грн. (1 603 146,35 грн./120 комплектов). В этой связи судебные инстанции обоснованно согласились с выводами таможенного органа, что именно по этой таможенной стоимости должна быть учтена стоимость комплектующих и деталей импортного происхождения в цене силового агрегата SQR477F (A13L-1000300) на условиях «франко-завод», составляющей 26 401 грн. При учете стоимости комплектующих и деталей импортного происхождения в размере 13 359,55 грн. адвалорная доля иностранных комплектующих составит порядка 50,6 % в конечной цене силового агрегата на условиях «франко-завод». Таким образом, в связи с невыполнением правила адвалорной доли силовые агрегаты не могут учитываться при расчете затрат на автомобили модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 30), ЗАЗ FORZA AF 6854 (модификация 20) как имеющие украинское происхождение, на основании чего, поставленные из Китая комплектующие и части для сборки силовых агрегатов таможенной стоимостью 13 359,55 грн. должны учитываться при расчете адвалорной доли узлов и деталей импортного происхождения в цене автомобилей модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 30), ЗАЗ FORZA AF 6854 (модификация 20) как иностранные товары.

Требованиями пункта 2.3. Примечания 2 Приложения 1 к Правилам установлено, что только в случае если продукт, изготовленный из материалов иностранного происхождения, приобретает статус происходящего из государства-участника Соглашения о создании зоны свободной торговли, где осуществляется его переработка в силу относящегося к нему особого условия в соответствии с Перечнем условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, и затем используется в качестве материала для производства данного продукта, то только тогда условия и операции, применяемые в отношении товара, при изготовлении которого он используется, к нему не применяется.

На основании выявленных таможенным органом в разделе (пункты 1-2) акта проверки нарушений по учету стоимости показателей комплектов узлов и деталей иностранного происхождения в цене силового агрегата SQR477F (A13L-1000300), а также в автомобилей модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 30), FORZA AF 6854 (модификация 20) на условиях «франко-завод» адвалорная доля комплектующих и деталей импортного происхождения в цене рассматриваемых автомобилей на условиях «франко-завод» по расчетам таможенного органа составила:

для автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация
30) - 62, 17%, исходя из следующих показателей:

- таможенная стоимость комплектующих и деталей импортного происхождения составляет 45 229,06 грн.: 31 869,51 грн. - таможенная стоимость 1-го комплекта иностранных комплектующих, поставленных в соответствии с украинской импортной декларацией № 112050001/2013/000275 от 18.02.2013) + 13 359,55 грн. - таможеная стоимость иностранных комплектующих, используемых производстве силового агрегата);

- цена автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация на условиях «франко-завод» - 72 755 грн. (указана в уточненной калькуляции затрат №183 от 10.03.2017);

для автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 6854 (модификация
- 52,5%, исходя из следующих показателей:

- таможенная стоимость комплектующих и деталей импорта происхождения составляет 44 879,11 грн.: 31 519,56 грн. - таможенная стоимость 1-го комплекта иностранных комплектующих, поставленных в соответствии с украинскими импортными декларациями № 12050000/2013/027546 от 18.10.2013, № 112050000/2013/027569 18.10.2013, № 112050000/2013/027685 от 21.10.2013 + 13 359,55 грн. таможенная стоимость иностранных комплектующих, используемых при производстве силового агрегата;

- цена автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 6854 (модификация на условиях «франко-завод» - 85 484 грн. (указана в уточненной калькуляции затрат № 184 от 10.03.2017).

Следовательно, критерий достаточности обработки/переработки не был выполнен в отношении автомобилей моделей ЗАЗ FORZA 6854, ЗАЗ FORZA 4854, ввезенных в Республику Беларусь с предоставлением режима свободной торговли основании сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 №BY42300F 1436/1 от 24.02.2014, № BY42300F 1436 от 24.02.2014, № BY42300F 2649/4 от 27.03.2014, № BY42300F 2649/2 от 27.03.2014, № BY42300F 2649/3 от 27.03.2014.

В отношении сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 № BY32300F 11747 от 25.11.2013, указанного в разделе III оспариваемого решения, на запрос Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 08/4907 от 22.04.2015 документы представлены ГФС Украины письмом № 113/5/99-99-25-02-03-16 от 06.01.2016 на 4926 листах без поименования каждого приложенного документа в тексте письма.

На основании представленных документов таможенным органом было установлено, что при производстве легковых автомобилей модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 20) используются сырье, материалы и комплектующие украинского происхождения, происхождения стран СНГ, дальнего зарубежья и неизвестного происхождения.

В соответствии со сведениями, указанными в Справке об узлах и деталях, используемых при изготовлении автомобилей Модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (является Приложением 1А к исх. № 46 от 28.01.2013), а также сводной таблице расчета импортной составляющей в цене автомобиля ЗАЗ FORZA AF 4854 к Справке, для сборки одного автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 20) используются иностранные части, узлы и комплектующие, представляющие собой один комплект деталей, поставляемых по контракту №156/25480917/02016 от 15.03.2010, заключенному между ПАО «З» и Chery Automobile Co., Ltd, в соответствии с инвойсом № 12064-СЛ520121001-01 от 11.10.2012 и украинской импортной декларацией № 112050001/2012/004781 от 03.12.2012 (всего в соответствии с данными документами поставляются 120 одинаковых комплектов деталей). В калькуляции затрат № 71/М от 24.01.2013, представленной ПАО «З» на автомобили моделей ЗАЗ FORZA AF 4854, стоимость узлов и деталей импортного происхождения в размере 29 341 грн. в отпускной цене «франко-завод» автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 20), учтена по фактурной стоимости одного комплекта деталей (440 494,8 долл.США/120 комплектов) с применением курса на дату оформления украинской импортной декларации (1 долл. США = 7,993 грн.). Общая таможенная стоимость 120 комплектов деталей согласно украинской импортной декларации № 112050001/2012/004781 от 03.12.2012 составляет 3 776 797,9 грн. Следовательно, таможенная стоимость одного комплекта деталей составляет 31 473,32 грн. (3 776 797,9 грн./120 комплектов), поэтому стоимость комплекта иностранных узлов и деталей в цене «франко-завод» автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 20), составила 62 329 грн., а адвалорная доля стоимости узлов и деталей импортного происхождения соответственно – 50,495% в цене «франко-завод» автомобиля модели ЗАЗ FORZA АF4854, исходя из следующих показателей:

- таможенная стоимость комплектующих и деталей импортного происхождения составляет 31 473,32 грн. - таможенная стоимость комплекта иностранных комплектующих, поставленных в соответствии с украинской импортной декларацией №112050001/2012/004781 03.12.2012;

- цена автомобиля модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация на условиях «франко-завод» - 62 329 грн. (указана в калькуляции за № 71М от 24.01.2013, полученной в официальном порядке от ГФС Украины (письмо от 06.01.2016 № 113/5/99-99-25-02-03-16) на запрос Государственного таможенного комитета Республики Беларусь 22.04.2015 № 08/4907.

Следовательно, обоснованным является вывод, что критерий достаточной обработки/переработки в отношении легковых автомобилей модели ЗАЗ FORZA AF 4854 (модификация 20) ввезенных в Республику Беларусь с предоставлением режима свободной торговли на основании сертификата о происхождении товара CT-1 № BY32300F 11747 от 25.11.2013 не выполнен.

Поскольку не соблюден критерий достаточной переработки в отношении товаров – «легковой автомобиль модели CHERY А-13 AF6854», «легковой автомобиль модели CHERY А-13 AF4854», «легковой автомобиль модели ЗАЗ VIDA SF6950», «легковой автомобиль модели ЗАЗ VIDA SF4850», «легковой автомобиль модели ЗАЗ FORZA AF4854», «легковой автомобиль модели ЗАЗ FORZA AF6854» (адвалорной доли), судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что оснований для применения к товарам режима свободной торговли у заявителя не имелось.

Доводы заявителя о том, что таможенные органы не исследовали документы, на основании которых выдавались сертификаты формы СТ-1 З. торгово-промышленной палатой Украины, а также не доказали нарушение порядка выдачи сертификатов правомерно признаны несостоятельными, т.к. в соответствии с пунктами 6.7, 9.3 Правил, процедура непризнания сертификата действительным осуществляется таможенным органом в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата формы СТ-1 или содержащихся в нем сведений путем обращения к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат формы СТ-1, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов формы СТ-1.

Исходя из смысла указанных положений Правил следует, что к компетентным органам относится не только З.ТПП Украины и проверка сведений в сертификатах СТ-1 таможенным органом осуществляется на основании представленных компетентным органом сведений, в связи с чем, направляя запросы в адрес ГФС Украины с просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, связанные с проверками сертификатов формы СТ-1, таможенные органы Республики Беларусь действовали в соответствии с положениями Правил и обосновано сделали выводы о недостоверности сведений в сертификатах формы СТ-1 о происхождении товара именно и только на основании представленной компетентным органом Украины информации в порядке Правил.

Нормативными документами, в частности Правилами, не установлен перечень документов, которые таможенный орган обязан запрашивать при проведении проверки сертификатов СТ-1. Представленная в материалы дела переписка содержит доказательства обращения таможенных органов Республики Беларусь к компетентному органу Украины с запросами по вопросу предоставления документов и информации именно в отношении сертификатов происхождения товара формы СТ-1, представленные в подтверждение происхождения товаров, ввезенных заявителем в режиме свободной торговли. При этом из запросов таможенных органов Республики Беларусь усматривается, что информация запрашивалась у компетентного органа Украины для целей подтверждения выполнения критерия достаточной обработки (переработки), происхождения товаров, что предполагает предоставление компетентным органом Украины сведений о товарах, отраженных именно в сертификатах формы СТ-1, представленных заявителем в подтверждение происхождения товаров. В связи с чем, доводы заявителя о том, что таможенным органом не были истребованы документы, использованные для выдачи сертификатов формы СТ-1, являются необоснованным. Вся информация относительно сертификатов формы СТ-1 запрашивалась таможенным органом в соответствии с Правилами.

С учетом изложенного, отклоняются доводы о том, что в материалах проверки отсутствуют в отношении некоторых сертификатов происхождения товара формы СТ-1 такие документы как: заявка-декларация, заключения и др.

Как следует из содержания решения таможни № 12/43437 от 17.11.2017, акта таможенной проверки № 06811/18017/31087/32000229 от 31.08.2017, у таможенного имелась информация, достаточная для выводов о невозможности принятия представленных заявителем сертификатов СТ-1 в качестве документов, удостоверяющих украинское происхождение товаров для целей предоставления режима свободной торговли.

заявителя о несоответствии критерию относимости и допустимости документа, обозначенного как приложение 1А к исх. № 45 от 28.01.2013, который использовался таможенным органом при определении адвалорной доли иностранных узлов и комплектующих в конечной цене товара опровергаются тем, что данный документ представлен в ГФС Украины письмом № 4591/5/99-99-25-02-08-16 от 08.10.2014 на запрос Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 08/3941 от 24.03.2014 о предоставлении документов в отношении конкретных сертификатов СТ-1 №BY32300F 2456 (0548915), №BY32300F 2456/2 (0548915) от 27.03.2013, №BY32300F 3756 (0662760) от 26.04.2013. Факт того, что сертификаты СТ-1 выданы позднее даты составления указанного документа (приложение 1А к исх. № 45 от 28.01.2013) не свидетельствуют о том, что данный документ не относится к рассматриваемым сертификатам СТ-1.

Не могут быть приняты во внимание и доводы относительно того, что расчет адвалорной доли выполнен таможенным органом с нарушением пункта 2.4 Правил, поскольку таможенным органом таможенная стоимость материалов при их ввозе в Украину определялась на основании таможенной стоимости товаров, указанной в таможенных декларациях на импорт данного товара (материалов, комплектующих) в Украину, которая не является идентичной цене товаров по сделке. Исходя из пункта 2.4 Правил, для материалов иностранного происхождения стоимостные показатели рассчитываются по таможенной стоимости таких материалов.

Поскольку исходя из Правил процедура верификации сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 заключается в переписке уполномоченных органов заинтересованных государств, а документы, подтверждающие происхождение товаров должны быть получены уполномоченными органами страны ввоза товаров, проводящими проверку, от уполномоченного органа запрашиваемого государства, таможенным органом обосновано при расчете адвалорной доли не была принята представленная ПАО «З» с письмом исх. № 1674/М от 25.11.2013 калькуляция затрат на автомобили, так как данный документ не был представлен уполномоченным органом Украины. Кроме того, как следует из пояснений таможенного органа, компетентным органом Украины не были представлены документы, позволяющие оценить выполнение критерия достаточной обработки/переработки в отношении силовых агрегатов, используемых при производстве автомобилей ЗАЗ FORZA AF 4854, указанных в сертификате № BY32300F 11747 от 25.11.2013.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии со ст. 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции относятся на лицо, подавшее кассационную жалобу в связи с отсутствием оснований для ее удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда города Минска от 18.05.2018 и постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 16.07.2018 по делу № 533-15/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества «И» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Последнее
по теме