О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» доложили заместитель Министра экономики Республики Беларусь Ярошевич Д.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Лагунова Г.Н.

Законопроект направлен на совершенствование положений действующего Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» с учетом практики его применения, а также приведения его положений в соответствие с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

В качестве ключевых положений законопроекта можно выделить следующие:

  • дополняется перечень способов осуществления инвестиций указанием на реализацию проектов государственно-частного партнерства; 
  • закрепляется универсальная норма, определяющая условия компенсации стоимости имущества, являющегося инвестициями (в случаях национализации или реквизиции такого имущества). Данная норма устанавливает требования, предъявляемые к компенсации, которая должна быть своевременной и полной; 
  • вводится «стабилизационная оговорка», закрепляющая гарантию от неблагоприятного изменения законодательства в сфере налогообложения для инвесторов, реализующих на территории Республики Беларусь инвестиционные проекты на основании инвестиционного договора; 
  • уточняются положения, регламентирующие вопросы разрешения споров между инвестором и Республикой Беларусь, согласно которым предлагается увеличить срок для проведения переговоров с целью урегулирования спора между инвестором и Республикой Беларусь с трех до шести месяцев; 
  • вводятся ограничения в части предъявления к инвестору требований, возникающих при осуществлении инвестиций и влекущих нарушение прав и законных интересов инвестора, когда такие требования не связаны с противоправными действиями инвестора. Предусматривается, что соответствующие требования могут быть предъявлены в сроки, не превышающие трех лет с даты наступления обстоятельства, с которым связаны или из которого вытекают такие требования. Соответствующие корректировки направлены на обеспечение дополнительных гарантий защиты имущественных прав инвестора; 
  • уточняется редакция положений, регулирующих вопросы установления ограничений при осуществлении инвестиций.

Принятие законопроекта позволит расширить возможности по инвестированию в экономику страны, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, в том числе путем создания дополнительных условий для защиты прав и имущественных интересов инвесторов, а также усилит позиции белорусского государства в переговорном процессе по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» выступил Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Авраменко А.Н., с содокладом – председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Комаровский И.С.

Законопроект содержит положения, закрепляющие формы контроля Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций за соблюдением законодательства производителями транспортных работ и услуг при организации и выполнении автомобильных перевозок. Так, внеплановые и выборочные проверки осуществляются в отношении вопросов, касающихся организации автомобильных перевозок. Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера проводятся Транспортной инспекцией при выполнении автомобильных перевозок. В этом случае проверяются вопросы, относящиеся непосредственно к самой перевозке в момент ее выполнения, в том числе в части безопасности транспортной деятельности.

Для четкого разграничения терминов «организация автомобильных перевозок» и «выполнение автомобильных перевозок» законопроектом уточняются соответствующие определения.

На Министерство транспорта и коммуникаций возлагается контроль за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований.

Законопроектом дополнены полномочия:

  • Совета Министров Республики Беларусь в части установления случаев и порядка изъятия разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории одного или нескольких иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок; 
  • Министерства транспорта и коммуникаций в части определения ежегодного количества выдаваемых иностранным государствам разрешений на проезд их автомобильных средств по территории нашей страны при выполнении международных автомобильных перевозок; выдачи, изъятия, возврата разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок; обмена бланками разрешений с компетентными органами иностранных государств.

Законопроектом урегулирован ряд других вопросов, касающихся организации и выполнения автомобильных перевозок, в том числе:

  • возможности использования субъектами хозяйствования программной кассы для приема оплаты за оказанные услуги по перевозке пассажиров; 
  • обязанности автомобильного перевозчика уведомить местный исполнительный и распорядительный орган о начале деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении; 
  • возможности осуществления транспортной деятельности без оформления путевых листов; 
  • гражданско-правовой ответственности заказчика автомобильной перевозки, грузоотправителя, экспедитора и грузополучателя за убытки, причиненные автомобильному перевозчику или третьим лицам.

Два законопроекта на заседании были приняты во втором чтении.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Егоров А.В. доложил о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности».

Законопроект направлен на совершенствование деятельности института адвокатуры и предусматривает внесение изменений в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», а также в Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы Республики Беларусь.

Проект Закона «Об изменении законов по вопросам технического регулирования и энергосбережения» представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Синяк В.А.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О газоснабжении», «О государственном и мобилизационном материальных резервах», «Об использовании атомной энергии», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об энергосбережении».

Положения перечисленных законодательных актов корректируются с учетом изменившихся подходов в области технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, а также приводятся в соответствие с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», указами Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки», от 25 июля 2016 г. № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ», от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

С учетом правоприменительной практики законопроектом урегулированы вопросы деятельности классификационных обществ, осуществляющих наблюдение и классификацию судов, вводится норма, снимающая ограничение для занятия должностей капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста исключительно гражданами Республики Беларусь.

В целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов законопроектом:

  • конкретизируется определение термина «норма расхода топливно-энергетических ресурсов» с учетом наработанной практики по установлению норм расхода топливно-энергетических ресурсов, свидетельствующей об отсутствии возможностей нормирования работ и услуг, не относящихся к производству продукции; 
  • вводится определение понятия «предельный уровень потребления топливно-энергетических ресурсов»; 
  • уточняются полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере энергосбережения в части установления целевых показателей энергосбережения, определения порядка их доведения, утверждения государственных программ в сфере энергосбережения и принятию мер по их реализации; 
  • урегулированы особенности формирования и реализации государственной программы в сфере энергосбережения, определены источники финансирования.

Проектом Закона изменяется нижняя граница суммарного потребления топливно-энергетических ресурсов, при котором для юридических лиц устанавливаются нормы расхода топливно-энергетических ресурсов. Вместо 100 тонн условного топлива этот порог будет составлять 300 тонн условного топлива.

Документом устанавливается срок действия норм расходов топливно-энергетических ресурсов на текущий год вместо календарного года. Это позволит распределить равномерно в течение года обращения юридических лиц в Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации и его региональные управления для согласования норм расхода топлива.

Принятие проекта Закона обеспечит системность и комплексность правового регулирования общественных отношений в области технического регулирования, а также будет способствовать повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

В ходе заседания парламентарии также рассмотрели проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Афганистан о военно-техническом сотрудничестве» (докладчик –Председатель Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь Пантус Д.А., содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Данченко А.М.).

В рамках Соглашения Правительство Республики Беларусь и Правительство Исламской Республики Афганистан будут осуществлять сотрудничество по проведению опытно-конструкторских работ, производству и поставкам вооружения и военной техники, а также по предоставлению услуг в сферах, представляющих взаимный интерес, в соответствии с законодательством и международными обязательствами каждого из государств.

Для эффективной реализации сотрудничества в указанных сферах стороны планируют использовать такие механизмы, как обмен официальными делегациями и специалистами, научной, технической и другой информацией, а также обмен опытом, передачу технологий и «ноу-хау», создание совместных предприятий, участие в военно-технических выставках, проводимых в двух странах, а также другие механизмы по взаимному согласию сторон.

Соглашением предусмотрено возможность создания Совместной Белорусско-Афганской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, ответственной за подготовку планов, программ и мероприятий военно-технического сотрудничества, а также развитие новых направлений и форм сотрудничества.

Ни одной из сторон не разрешено передавать вооружение, военную технику и иную продукцию, в том числе соответствующие технологии и информацию, полученные в рамках реализации настоящего Соглашения, физическим и юридическим лицам либо государственным органам третьей стороны без предварительного письменного согласия другой стороны.

Кроме того, парламентарии рассмотрели вопрос о Декрете Президента Республики Беларусь от 18 марта 2021 г. № 1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь», о котором проинформировали директор государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий» Янчевский В.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Злотников А.А.

Декретом предусматривается наделение государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий» контрольными функциями в отношении резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Декретом также считается незаконной и запрещается предпринимательская деятельность физических лиц, а также юридических лиц, не являющихся резидентами Парка высоких технологий, осуществляющими соответствующие виды деятельности по:

  • оказанию на территории Республики Беларусь и (или) с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет иным лицам содействия в совершении и (или) исполнении сделок (операций) с токенами; 
  • приобретению и (или) отчуждению, в том числе обмену, токенов. 

Источник: pravo.by

Последнее
по теме