Справочно. Генеральная прокуратура реализует комплекс координационных и надзорных мероприятий, направленных на эффективное функционирование системы предупреждения коррупции.
Результаты прокурорских проверок в этой сфере свидетельствуют о многочисленных недостатках в профилактической работе, которая зачастую проводится бессистемно, под влиянием ситуационных факторов.
В организациях не выявляют факты коррупции, не информируют правоохранительные органы о таких правонарушениях, не уделяют должного внимания методологическому обеспечению антикоррупционной деятельности. Руководители и иные должностные лица имеют низкий уровень антикоррупционных знаний, вследствие чего не требуют от подчиненных соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией.
Кадровые, юридические и иные службы самоустраняются от профилактики нарушений антикоррупционного законодательства и взыскательного спроса с лиц, их допускающих.
В том числе по этим причинам распространены нарушения должностными лицами порядка декларирования доходов и имущества, несоблюдение антикоррупционных ограничений, среди которых занятие предпринимательской деятельностью, выполнение иной оплачиваемой работы, получение имущества и иной выгоды в связи с занимаемым служебным положением.
При подготовке документа исследована практика методического обеспечения антикоррупционной работы в организациях Беларуси, Казахстана, России, иных государств.
Цель документа – сформировать единый подход при предупреждении коррупции в госструктурах.
В методических рекомендациях раскрыты:
алгоритм организации и проведения работы по противодействию коррупции структурными подразделениями и должностными лицами организации;
различные антикоррупционные механизмы, в том числе декларирование доходов и имущества, соблюдение антикоррупционных ограничений, ответственность за нарушения законодательства о борьбе с коррупцией;
порядок взаимодействия с правоохранительными органами и представителями общественности в антикоррупционной сфере.
Определены направления работы со значительным профилактическим потенциалом, подходы по оценке и минимизации коррупционных рисков в деятельности организации, а также наиболее уязвимые сферы деятельности:
проведение закупок, контрольная деятельность, распределение бюджетных и внебюджетных денежных средств, распоряжение имуществом при осуществлении арендных отношений, лицензирование отдельных видов деятельности, осуществление административных процедур, выделение жилья, земельных участков, займов.
Раскрыт механизм предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Для этого предложен ряд ситуаций, в которых возникновение такого конфликта наиболее вероятно.
Рекомендации призваны способствовать системному восприятию антикоррупционных механизмов, станут основой для подготовки ведомственных методических разработок в государственных органах и организациях с учетом специфики их деятельности.
Документ направлен в Совет Министров, областные и Минский городской исполнительные комитеты для организации практического применения в подчиненных структурах.
В дальнейшем Генеральная прокуратура проведет мониторинг состояния методического обеспечения антикоррупционной деятельности в государственном секторе.
Источник: prokuratura.gov.by