Коррупционные преступления и правонарушения
В системе Концерна в 2017 году выявлено 26 преступлений против интересов службы, 2018 году – 22, за 10 месяцев 2019 года – 13. Большинство таких противоправных деяний связано со взяточничеством за лоббирование интересов коммерческих структур в ходе процедур закупок.
Среди привлеченных к уголовной ответственности – бывшие генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба», заместитель генерального директора ОАО «Нафтан», заместитель генерального директора по капитальному строительству ОАО «Белшина», иные должностные лица.
Основными причинами совершенных коррупционных преступлений и иных нарушений антикоррупционного законодательства в Концерне Генпрокуратура назвала:
— ненадлежащую организацию профилактической работы и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью;
— непринятие мер к выявлению и устранению условий, которые способствовали нарушениям в сфере закупок;
— несоблюдение трудовой и исполнительской дисциплины.
Владельческий надзор
Система владельческого надзора в Концерне в ряде случаев не обеспечивала эффективную защиту экономических интересов государства, создавала предпосылки для коррупционных правонарушений.
Прокуроры установили факты, когда представители государства – работники Концерна получали в подчиненных организациях вознаграждения в нарушение Указа Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2008 года № 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора».
В ОАО «Белшина» представителям государства – отдельным работникам Концерна выплатили средства при отсутствии у завода чистой прибыли за I квартал 2018 года.
Аналогичные нарушения вскрыты при выплате ОАО «Завод горного воска» вознаграждения некоторым лицам Концерна в 2017-2018 годах.
Примечательно, что несмотря на явные несоответствия законодательству Концерн утверждал отчеты представителей государства.
Необоснованно полученные деньги возмещены.
Кадровая служба
В подчиненных организациях не всегда оформляли письменные обязательства о соблюдении государственными должностными лицами антикоррупционных ограничений, а при отобрании таких обязательств – не контролировали их соблюдение.
Как пример – ряд сотрудников ОАО «Могилевхимволокно» в нарушение закона длительное время занимался предпринимательской деятельностью.
При учете рабочего времени сотрудников зафиксированы факты сообщения фиктивных сведений.
В частности, мастер АЗС Слоним РДУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт» в табелях учета рабочего времени подчиненного ему оператора заправочной станции проставлял якобы отработанные ей часы в дни, когда та фактически находилась в Республике Польша. По этому факту организована доследственная проверка.
Работа комиссий по противодействию коррупции
В ходе проверок вскрыты случаи, когда предприятия не выполняли решения комиссии Концерна по противодействию коррупции, не принимали меры к устранению нарушений, допущенных в процессе закупок.
Одним из следствий такой ситуации стали возбужденные прокурорами уголовные дела.
Прокуратура Гродненской области в августе 2019 года возбудила уголовное дело в отношении члена конкурсной комиссии предприятия – заместителя главного механика ОАО «Гродно Азот», который получил взятку за содействие и покровительство частной структуре при ее участии в закупках.
При планировании антикоррупционных мероприятий работа комиссий Концерна и подчиненных ему организаций носила явно формальный характер.
Изучение отраслевой программы по борьбе с коррупцией и профилактике нарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, на 2017-2019 годы (далее – программа) показало, что ее отдельные мероприятия дублировали нормы законодательства и были связаны с должностными обязанностями работников. По этой причине они не нуждались в планировании и подлежали неукоснительному соблюдению:
— истребование кадровыми службами обязательств у государственных должностных лиц и лиц, претендующих на занятие данных должностей;
— контроль за предоставлением деклараций о доходах и имуществе;
— информирование непосредственного руководителя о возможном конфликте интересов при исполнении служебных (трудовых) обязанностей и иные.
В то же время одно из мероприятий, предусмотренных программой, необоснованно ограничивало в трудоустройстве и кадровых перестановках ряда работников, чем нарушались их конституционные права при отсутствии к тому законных оснований.
Информирование о коррупционных проявлениях
В нарушение ст.43 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» руководители подчиненных Концерну организаций скрывали от компетентных органов информацию о коррупционных проявлениях.
Прокуратура Могилевской области установила, что администрация РДУП «Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт» не сообщила о хищении более 500 литров топлива на АЗС №1 в Могилеве в марте 2019 года. После служебной проверки часть топлива списали, а стоимость оставшегося количества удержали с работников автозаправочной станции.
По поручению прокуратуры организована проверка в порядке уголовно-процессуального закона.
Меры к устранению выявленных нарушений
Генеральная прокуратура потребовала от Концерна:
— организовать эффективную работу комиссий по противодействию коррупции, образованных в системе Концерна, а также кадровых и иных служб для своевременного предупреждения, выявления и устранения нарушений антикоррупционного законодательства;
— принять меры к исключению коррупционных рисков в договорной работе и при проведении закупок;
—наладить надлежащую деятельность представителей государства в органах управления хозяйственных обществ;
— привлечь к ответственности должностных лиц Концерна и подчиненных организаций, которые не соблюдали антикоррупционное законодательство, а также ненадлежащим образом выполнили обязанности по борьбе с коррупцией.
Представление Генпрокуратуры рассмотрено с участием работника надзорного ведомства на заседании комиссии по противодействию коррупции под председательством руководителя «Белнефтехим».
В Концерне приняли конкретные меры к устранению нарушений антикоррупционного законодательства, привлекли к дисциплинарной и материальной ответственности более 35 работников подчиненных организаций, из которых 14 перевели на нижестоящие должности.
Устранение недостатков Концерном продолжается и взято прокуратурой на контроль.
Соответствующая информация и копия представления направлены в Совет Министров для сведения.