Истцы по делам «Один пояс – один путь» разошлись с компетенцией в ICC как в море корабли

Две турецкие компании занимались строительством автомагистрали на территории Казахстана в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Контракты на строительство включали положения о разрешении споров, согласно которым спор должен быть сначала рассмотрен комиссией по разрешению споров (dispute adjudication board), а затем в порядке арбитража.

В 2016 г. подрядчики впервые столкнулись с трудностями при строительстве дороги: непредставление необходимых чертежей дорожным комитетом Министерства инвестиций и развития Казахстана осложнялось непредвиденными природными условиями (местность представляла собой обширные болотистые участки).

Членом комиссии по разрешению споров было рассмотрено несколько претензий подрядчиков (всего их было подано шесть), однако по некоторым из них решения были вынесены с большим опозданием.

В 2017 г., недовольные результатом работы члена комиссии, турецкие компании обратились в ICC. Состав арбитража отклонил большинство исков по причине нарушения досудебного порядка: турецкие подрядчики не подали в комиссию по разрешению споров уведомление о несогласии (notice of dissatisfaction), как было предписано процедурой. Также в нарушение условий договора турецкие компании повторно заявляли одни и те же требования в последующих претензиях.

В итоге по остальным искам состав арбитража присудил подрядчикам 7,2 млн долларов (изначально было заявлено около 200 млн долларов), а также обязал стороны самостоятельно нести расходы на арбитражное разбирательство. Затраты обеих сторон, включающие затраты на экспертов, двухнедельные слушания, поездки в Казахстан, составили почти 16 млн долларов.

Источник: Российский арбитражный центр при Российском институте современного арбитража