Проект нового указа и сделки через биржу: в стране создается механизм по устранению посреднических схем

Невеселая цифра: по разным оценкам, в нашей стране необоснованное посредничество съедает до 3 процентов ВВП. Если перевести это в денежный эквивалент, то станет понятно: в карманах различного рода дельцов ежегодно оседает более 1,5 млрд долларов. Согласитесь, деньги для страны совсем не лишние. Проблему необоснованного посредничества не раз поднимал Президент. Практически при каждом назначении руководителя предприятия Александр Лукашенко напоминает: директорам следует самим заниматься реализацией своей продукции, а то на выходе получается, что произвести качественный товар можем, а продать его — почему-то только за полцены. И посредники при этом по карманам раскладывают вырученные барыши. Как можно избавиться от лишнего звена, разбирался корреспондент «Р».

Только за 9 месяцев прошлого года по фактам необоснованного посредничества органами финансовых расследований КГК выявлено 73 преступления.

Предпосылки и условия

Следует сказать, посреднические звенья есть в любой экономике, и в определенных ситуациях без них не обойтись. Порой их участие в коммерческих отношениях — объективная необходимость. И роль сводится к тому, чтобы доставить товар потребителю дешевле и быстрее. Но там, где доля государственного сектора высока, они приносят больше вреда, чем пользы. Тогда возникает логичный вопрос: зачем прибегать к услугам таких компаний?

На то есть ряд причин — от нерасторопности маркетинговых служб до недостатка оборотных средств. Но как показывают проверки, зачастую за услугами промежуточных звеньев стоят личные интересы руководителей предприятий. И как результат — вместо того чтобы отвечать финансовым интересам своих заводов и фабрик, они вымывают их ресурсы. Причем часто — бюджетные средства. Манипуляции с ценами позволяют скрывать выручку, выводить в офшоры огромные суммы и уходить от уплаты налогов. Необоснованное посредничество затрагивает интересы производителей и потребителей продукции. С одной стороны, оно ведет к росту ее себестоимости и снижению доходов предприятия — заказчика товаров, а с другой — ложится дополнительным бременем на покупателей.

Проблемой активно занимается Комитет государственного контроля. И в ходе контрольно-аналитических мероприятий нарушения, связанные с закупками у посреднических структур товаров по завышенным ценам, выявлены практически во всех сферах хозяйственной деятельности. Начальник главного аналитического управления КГК Дмитрий Санько объясняет:

— Только за 9 месяцев прошлого года по фактам необоснованного посредничества органами финансовых расследований КГК выявлено 73 преступления. Недавно была пресечена деятельность юридической компании, которая оказала белорусским субъектам хозяйствования услуги по открытию за пределами страны более 500 фирм. Среди ее клиентов фигурируют достаточно известные юридические лица, к которым у Департамента финансовых расследований есть вопросы. А что касается самой компании, то полученная за оказанные услуги выручка поступила на расчетные счета подконтрольной иностранной организации, зарегистрированной в Гибралтаре, и в учете компании не отражалась. Соответственно, и налоги компания платила не в полном объеме.

Дмитрий Санько приводит еще один пример: более десяти лет действовала схема по поставке через посредника медицинского оборудования и расходных материалов. Ежегодный оборот исчислялся миллионами долларов, при этом цены на продукцию медицинского назначения завышались в 3—4 раза. Один из организаторов схемы жил за рубежом, имел недвижимость на Лазурном Берегу Франции, дорогостоящие яхты и автомобиль.

В центре проблемы — коррупция

Основной катализатор для размножения лишних звеньев — коррупция, недобросовестность участников закупок, поверхностное изучение конъюнктуры цен на закупаемые товары, низкий уровень подготовки специалистов, ответственных за закупки. Перечень можно долго продолжать. Ведь необоснованное посредничество в определенном смысле аккумулирует криминальные средства. Как показали проверки Комитета госконтроля, незаконные схемы построены на взяточничестве, злоупотреблении служебными полномочиями в корыстных целях.

— В прошлом году пресечена коррупционная схема, связанная с получением должностными лицами промышленных и сельскохозяйственных предприятий незаконных денежных вознаграждений от представителей коммерческих структур за закупку подшипников и других изделий для выпускаемой и эксплуатируемой техники, — продолжает Дмитрий Санько. — Одна из таких структур периодически поставляла госпредприятиям низкокачественную, в том числе контрафактную продукцию с подложными сертификатами, некондиционные подшипники с посреднической надбавкой от 50 до 2786 процентов. Установлено, что в результате приобретения этой продукции по завышенным ценам крупному белорусскому предприятию причинен ущерб на сумму более 160 000 рублей. Еще одно госпредприятие поставило кожевенные товары по ценам ниже прейскурантных в адрес британской фирмы, которая выступала необоснованным посредником при их реализации на рынках Юго-Восточной Азии. Предприятию причинен вред в размере 1 млн рублей.

Еще пример: деревообрабатывающее предприятие закупало в течение нескольких лет кромку для ПВХ по завышенной цене у восьми посреднических структур. Ущерб оценен в 41,1 тысячи рублей.

Ежегодно в карманах необоснованных посредников оседает более 1,5 млрд долларов.

— Установлены факты, когда поставщики готовят заказчикам технические условия под собственные предложения, — продолжает Дмитрий Санько. — К примеру, применение мясокомбинатами в производстве продукции навязанных поставщиками комплексных пищевых добавок приводит к их безальтернативной закупке по завышенным в разы ценам. Так, частная структура отгрузила одному из мясокомбинатов комплексную пищевую добавку по цене в 2,5 раза дороже, чем у производителя. Это стало возможным благодаря включению в рецептуры и технические условия на выпускаемую мясокомбинатами продукцию конкретных видов добавок. Аналогичным образом комплексная пищевая добавка поставлялась другим мясокомбинатам. В общей сложности сумма завышения стоимости поставленных посредником в адрес пяти белорусских мясокомбинатов добавок, закупленных на внешнем рынке, составила более 2 млн долларов.

Специалисты КГК отмечают: привлечение недобросовестных посредников зачастую становится возможным также из-за формального проведения процедур закупок с участием в них аффилированных структур как по отношению к заказчику, так и между собой. И не последнее место здесь занимают родственные связи.

Есть план

Противодействие лишним звеньям находится на постоянном контроле в Правительстве. В конце 2018 года Премьер-министр утвердил План мероприятий по устранению необоснованного посредничества при закупках товаров (работ, услуг) и реализации продукции. Это комплексный документ, где пошагово расписаны мероприятия для министерств и ведомств, которые ежеквартально отчитываются о проделанной работе. Чаще всего факты необоснованного посредничества выявляются государственными контролерами в системах министерств промышленности Минпрома и Минстройархитектуры. Мы проанализировали результаты проделанной работы этими ведомствами за III квартал прошлого года.

Так, для контроля закупок в организациях системы Минстройархитектуры особое внимание уделяется направлению запросов по приобретаемым товарным позициям белорусским производителям. При размещении в открытом доступе объявлений о проведении конкурентных процедур закупок в каждом случае производится сверка с реестром производителей. К примеру, для централизации закупок на предприятии «Гомельстекло» ежегодно выходит приказ о порядке проведения договорной кампании. Также разработано и утверждено положение о закупках товаров за счет собственных средств. Кроме того, утвержден приказ о создании конкурсных комиссий по закупкам товаров для проведения процедур закупок.

Биржа — это не посредник

Также в этой работе задействуется Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ), рассказывает начальник главного управления промышленности строительных материалов и конструкций Минстройархитектуры Леонид Норик.

— За январь — сентябрь прошлого года РУПП «Гранит» совершило 33 сделки по реализации нерудных строительных материалов на экспорт в Российскую Федерацию в объеме 150 000 тонн на 2,65 млн российских рублей. Организациями цементной отрасли за указанный период на биржевой площадке совершено более 140 сделок по продаже цемента. При этом реализовано на экспорт 176,4 тыс. тонн на сумму 9,4 млн долларов.

К слову, организациями цементной отрасли ведется постоянная работа по расширению товарных позиций по строительным материалам для их реализации через биржевые торги, в том числе блоками из ячеистого бетона, силикатными кирпичами, сухими строительными смесями.

— Биржевые торги материалами проводятся при наличии экономической целесообразности. Ведется работа по привлечению потенциальных покупателей на биржевые торги, прорабатывается вопрос периодичности торгов и параметров выставляемых лотов, — проинформировал Леонид Норик.

Эффективный маркетинг

Для устранения необоснованного посредничества при закупках товаров и реализации продукции в Минпроме утверждена стратегия развития товаропроводящей сети собственных субъектов организаций системы до 2020 года. Также действуют локальные стратегии продвижения продукции. Подчиненные организации тоже активно используют биржевой механизм при реализации продукции, сообщил пресс-секретарь Минпрома Владимир Подоляк:

— Расширяется практика учас­тия белорусских производителей в госзакупках в электронном виде. И что важно, приглашения к участию в них размещены в открытом доступе. Между БУТБ и рядом организаций системы Минпрома заключены договоры об оказании услуг по организации и проведению электронных аукционов, что позволяет в случае размещения запросов на закупку продукции организаций системы Минпрома размещать предложения по участию в торгах. Отмечу, что с учетом специфики производимой организациями системы министерства сложной технической продукции под заказ конкретного потребителя или для конвейерного производства доля готовой продукции, реализованной по средствам биржевых торгов, невелика, но имеет тенденцию к росту в целом по Минпрому.

Что касается исключения необоснованного посредничества при закупках, то в этом направлении Минпром ведет планомерную и целенаправленную работу.

— В системе министерства ежеквартально проводится мониторинг по вопросам эффективности закупочной деятельности на предмет участия в ней посреднических структур, — говорит Владимир Подоляк. — В организациях созданы конкурсные комиссии с привлечением специалистов независимых информационно-аналитических отделов и управлений экономической безопасности, групп конъюнктуры цен, осуществляется мониторинг цен закупаемых товарно-материальных ценностей, назначены должностные лица, ответственные за недопущение необоснованного посредничества. Результат, как говорится, налицо. Наблюдается тенденция снижения удельного веса закупок через посредничес­кие структуры, не являющиеся официальными представителями предприятий-производителей в общем объеме закупок по системе Минпрома. Приведу пример: за 8 месяцев 2018 года объем таких закупок составлял 1,1 процента, а за 8 месяцев 2019 года — уже 0,98 процента.

Законодательный барьер

Эксперты отмечают: в целом от посредников нельзя отказываться, а с некоторыми из них работать даже выгоднее, чем напрямую с производителями. Главная задача — пресечь необоснованное посредничество на ранней стадии. Система закупок должна быть понятной, прозрачной, открытой и свободной от лишних звеньев. Для этого идет перезагрузка правового поля для обеспечения прозрачности закупок и минимизации необоснованного посредничества. Уже принятые акты законодательства и готовящиеся проекты документов содержат как опосредованное регулирование, так и прямые нормы, устанавливающие ограничения по заключению сделок с посредниками. В частности, рассматривается возможность включения дополнительных рычагов воздействия на заказчиков и участников закупок. Речь идет о механизме согласования вышестоящими организациями, органами владельческого надзора сделок с посредниками по результатам госзакупок и закупок за счет средств организаций с долей собственности государства более 50 процентов. Нормативное регулирование закупочной деятельности призвано поставить барьеры для незаконных схем. А для предотвращения излишнего расходования средств при заключении сделок с посредничес­кими структурами подготовлен проект указа Президента, которым в том числе предлагается установить запрет на участие в закупках аффилированных лиц.

Источник: kgk.gov.by

Последнее
по теме