Состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности судов общей юрисдикции в 2019 году

12 февраля 2020 года в ходе пресс-конференции в Национальном пресс-центре были озвучены основные итоги деятельности судов общей юрисдикции в 2019 году.

Участником диалога с журналистами стал первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Валерий Леонидович Калинкович.

В своем выступлении Валерий Калинкович отметил, что прошедший год оказался для судебной системы знаковым по ряду обстоятельств. «Он ознаменовал собой начало второй пятилетки работы единой системы судов общей юрисдикции, что подразумевало подведение определенных итогов прошедшего этапа развития и определение перспектив. Символично, что это было сделано 5 апреля 2019 на совещании по вопросам совершенствования деятельности судов общей юрисдикции, состоявшегося при открытии нового современного здания Верховного Суда. Сегодня потенциал этого здания используется практически по максимуму. Помимо судебных заседаний, там регулярно проводятся не только внутрисистемные мероприятия, но и международные правовые конференции и семинары – около десяти с момента открытия.

Валерий Калинкович подробно остановился на анализе основных направлений дальнейшего развития институтов судебной власти в нашей стране, которые были определены в том числе на уровне поручений Главы государства.

Кадры

«Конечно же, это дальнейшее укрепление кадрового состава судейского корпуса и аппарата судов, привлечение туда наиболее достойных представителей юридического сообщества. Для этого необходимо глубокое и всестороннее изучение личности кандидата, его интеллектуального потенциала, жизненных установок, морально-волевых качеств, пригодности к выполнению публичных функций, а для руководителей, еще, безусловно, и умение управлять. С этой целью разработана и введена с 2020 года обновленная система критериев подбора кадров. Она основана на нашем и зарубежном опыте, международных стандартах, предъявляемых к личности судьи и руководителя суда, последних разработках в сфере психологии публичной деятельности и науки управления, она будет сопровождаться обязательным психологическим тестом, разработанным Академией управления. Конечно же, сохранится и серьезная проверка правовых знаний. Это должно обеспечить строго индивидуальный подход к каждому кандидату на судебные должности, его личности и правовым предпочтениям. Мы готовы максимально стимулировать стремление наших людей к саморазвитию, самообразованию, участию в научной деятельности – это также одно из условий, способствующих повышению общего потенциала нашей системы. Мы готовы давать возможность раскрыться каждому, кто искренне хочет вложить свой потенциал в настоящее и будущее национального правосудия», - обозначил основные направления кадровой политики Валерий Калинкович.

Открытость, организация, эффективность и справедливость правосудия, безусловное соблюдение принципа презумпции невиновности

«Мы прекрасно осознаем, что современное общество желает видеть работу судебной системы максимально открытой, профессиональной, равно как и то, что в правовом государстве судебная оценка правовой ситуации, особенно когда она исходит от судов высшей инстанции, является не только ориентиром для правоприменителей, но и фактором, оказывающим прямое влияние на общее правопонимание. Мы внимательно анализируем то, как отзывается в обществе работа судов, используя любые источники – от жалоб на конкретные судебные постановления до публикаций в СМИ и интернете и обращений граждан, указывающих на имеющиеся, на их взгляд, недостатки в работе судов.

Мы понимаем, что организация, эффективность и справедливость правосудия – триада, символизирующая в современном общественном сознании качество судебной деятельности в целом. В этом контексте сегодня и дается оценка каждому, кто трудится в системе судов.

Поэтому мы требуем от судов по каждому обращению, по каждому делу обеспечения доступности инструментов судебной защиты, высокой культуры делопроизводства и собственно правосудия, разумной оперативности (обеспечение надлежащей подготовки судебного разбирательства и его проведение в минимальном количестве судебных заседаний); высокой организации подготовки к судебному процессу, строгого соблюдения процессуальных канонов при проведении судебного процесса, начиная с соблюдения принципа гласности, и требований материального закона при разрешении дела; убедительной аргументации принимаемых решений. Это, конечно же, безусловное соблюдение принципа презумпции невиновности в уголовном и административном процессах. Это справедливость назначаемых наказаний и административных взысканий; справедливость решений, затрагивающих существенные интересы и права граждан и юридических лиц. Разумное использование альтернатив уголовной и административной ответственности, институтов примирения сторон, стимулирование деятельного раскаяния».

Цифровизация правосудия

«Важным направлением расширения возможности доступа к правосудию, его разумной экономичности, открытости судебной системы мы считаем продолжающееся внедрение в судебную деятельность современных информационных технологий и упрощение в связи с этим существующих судебных процедур. Напомню, что осенью прошлого года парламентом был принят в первом чтении законопроект, который позволит перейти от составления подробных бумажных протоколов судебного заседания к аудиовидеофиксации судебных процессов во всех видах судопроизводства. К осени текущего года мы должны завершить оснащение современными системами для такой фиксации все суды областного звена. Примерно в эти же сроки планируется приступить к опытной эксплуатации новой единой информационной системы (АИС СОЮ). Она создаст новые возможности и для нас, позволяя более оперативно получать информацию о работе судов и практически свести к минимуму бумажный документооборот. Но главное, что она расширит возможности и дистанционного обращения в суд, и получения информации о движении своего дела через личный кабинет.

Кроме того, нами совместно с НЦПИ ведется разработка общедоступного и достаточно объемного электронного банка судебных решений, который предполагается запустить в действие со следующего года. При этом будет обеспечиваться защита персональных данных участников процесса, что требует создания достаточно сложного программного продукта.

Совершенствование законодательства

«Результаты работы единой системы судов общей юрисдикции показали необходимость дальнейшего законодательного обеспечения судебной деятельности. В этой связи нами совместно с другими государственными органами ведется разработка сразу нескольких законопроектов.

В частности, это единый ГПК, разработку которого мы должны завершить к концу следующего года. К работе над кодексом привлечены наши ведущие белорусские ученые, активно изучается международный опыт.

Недавно принято стратегическое решение о создании экономического апелляционного суда. Этот шаг позволит окончательно упорядочить систему судоустройства, выдержать ее трехзвенность, а также организационно и функционально обособить экономические суды первой и второй инстанции с учетом выполняемых ими функций.

Завершается разработка законопроекта о развитии апелляционного производства в уголовном процессе с учетом результатов функционирования этого института с 2016 года. Основная его направленность – расширение полномочий апелляционной инстанции по непосредственному исследованию имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств и их самостоятельной оценке, а как следствие – принятие по делу окончательного решения без его направления на новое рассмотрение. Прорабатываются также правовые механизмы введения апелляционного порядка рассмотрения жалоб на приговоры и решения Верховного Суда по первой инстанции.

В целом это позволит придать нашей апелляции завершенный вид во всех основных видах судопроизводства и сделать действительно исключительными случаи пересмотра судебных решений после их вступления в законную силу.

Мы вплотную подошли к разработке законодательных предложений о переходе от надзорного к кассационному порядку рассмотрения жалоб на судебные решения по уголовным и гражданским делам, вступившие в законную силу (в экономическом судопроизводстве такой порядок существует).

Таковы лишь некоторые стратегические направления дальнейшего нашего движения. Задачи стоят более чем серьезные. К тому же их решение не освобождает суды от главной их каждодневной обязанности по осуществлению правосудия. Однако представляется, что система судов общей юрисдикции обладает необходимым волевым и интеллектуальным потенциалом для их успешного решения.

Что же касается конкретных результатов работы в истекшем году, то мы отмечаем некоторое снижение количества поступающих на рассмотрение дел; снижение числа жалоб на организацию работы судов. В очередной раз сократилось количество осужденных несовершеннолетних. В целом данные о работе судов на наш взгляд свидетельствуют о наличии необходимых условий для дальнейшей позитивной работы».

Источник: court.gov.by

Последнее
по теме