Решение социальных проблем является фундаментальной задачей каждого государства. Одним из механизмов, предусматривающих вовлечение предпринимательской среды в решение социальных задач, является институт социального предпринимательства.
Социальное предпринимательство развито во многих государствах и доказало свою эффективность на практике. Каждое государство выбирает приемлемую для себя модель исходя из действующей системы законодательства, финансовых и организационных ресурсов, характера социальных проблем, которые актуальны для страны.
В результате анализа зарубежного законодательства было выявлено наличие трех моделей правового регулирования вопросов социального предпринимательства:
- первая – характеризуется наличием отдельного комплексного закона, направленного на решение вопросов социального предпринимательства;
- вторая – предполагает урегулирование отношений в области социального предпринимательства законодательными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность;
- третья – не предполагает закрепление в законодательстве таких правовых категорий, как «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель», однако в нормативных правовых актах предусматриваются механизмы по поддержке субъектов хозяйствования при осуществлении предпринимательской деятельности в социальных целях.
В законодательстве Республики Беларусь не содержится определений понятий «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель». Вместе с тем ряд субъектов хозяйствования в стране осуществляют деятельность, ориентированную на достижение социальных целей. В условиях отсутствия специального регулирования вопросов социального предпринимательства такие субъекты хозяйствования руководствуются общими нормами права.
В то же время в законодательстве имеются положения, направленные на поддержку и развитие отдельных субъектов хозяйствования, некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социальных проблем. При этом имеющиеся преференции не носят системный характер, в основном касаются поддержки общественных объединений инвалидов, созданных ими коммерческих организаций и организаций, в которых работают лица с инвалидностью.
При дальнейшем развитии законодательства Республики Беларусь в сфере социального предпринимательства целесообразно на уровне закона:
- дать четкое определение понятия «социальное предпринимательство»;
- установить круг субъектов социального предпринимательства, механизм отнесения субъектов хозяйствования к субъектам социального предпринимательства;
- предусмотретьконкретные меры поддержки социальных предпринимателей;
- установитьмеханизм оценки эффективности деятельности (социального воздействия) социальных предпринимателей, которым оказывается поддержка со стороны государства;
- определить орган государственного управления, координирующий вопросы социального предпринимательства.
«Закрепление в законодательстве социального предпринимательства как самостоятельного института позволит вывести развитие данного института на качественно новый уровень, более широко задействовать его потенциал в решении задач государственного и общественного значения», – считают в пресс-службе КС.
С учетом результатов состоявшегося обсуждения Совет решил:
- признать необходимым дальнейшее развитие в Республике Беларусь законодательства о социальном предпринимательстве исходя из конституционных положений о социальном правовом государстве;
- считать целесообразным поручить Министерству юстиции, Министерству труда и социальной защиты, Министерству экономики совместно с иными заинтересованными государственными органами и организациями подготовить концепцию правового регулирования социального предпринимательства в Республике Беларусь.
Источник: pravo.by