Согласно материалам дела, между истцом и ответчиком в 2008 году был заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателя объект – административно-бытовой корпус в стадии незавершенного строительства. Продажа объекта осуществлялась через процедуру аукциона. Согласно заключенному договору, покупатель обязался завершить строительство до 1 апреля 2020 года, зарегистрировать объект, а также ввести в эксплуатацию с созданием рабочих мест. В нарушение договора покупатель не завершил строительство объекта в уставленный срок и должен выплатить штраф в районный бюджет в размере разницы между оценочной стоимостью объекта и ценой его приобретения. Сумма штрафа составила 121 436 рублей.
Согласно пояснениям ответчика, при заключении договора купли-продажи ему были предоставлены документы только на земельный участок. ООО «Б» пришлось самостоятельно разрабатывать всю документацию на здание. Это повлекло дополнительные затраты, как временные, так и финансовые. Однако ответчик проделал большую работу по строительству здания: фактически полностью готов первый этаж, завершена кровля объекта, залит пол, вставлены окна. Также проведены работы по укладке тротуарной плитки и дороги к объекту. По мнению ответчика, сумма штрафа за нарушение срока ввода здания в эксплуатацию явно несоразмерна. При взыскании штрафа в полном объеме организация станет неплатежеспособной и не сможет выполнить договорные обязательства.
Принимая во внимание выполнение ответчиком значительного объема работ, чрезмерно высокий размер штрафа и возможные негативные последствия для дальнейшей деятельности ответчика, руководствуясь статьей 314 Гражданского кодекса Республики Беларусь, учитывая положения Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», суд уменьшил сумму штрафа и взыскал с ООО «Б» в доход бюджета Мостовского района 12 143 руб. 64 коп.
Решение суда вступило в законную силу и в вышестоящую инстанцию не обжаловалось.
Справочно
Пункт 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»
Определить, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций (далее, если не предусмотрено иное, - государственные органы), их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не предусмотрено иное, - субъекты хозяйствования) основывается на следующих принципах:
презумпции добросовестности субъектов хозяйствования;
саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее - экономическая деятельность) субъектов хозяйствования;
сочетания заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности;
необходимости получения специального разрешения (лицензии) только для осуществления экономической деятельности, потенциально сопряженной с угрозами причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения;
персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям;
максимального использования информационных технологий во всех процессах взаимодействия государственных органов, их должностных лиц и субъектов хозяйствования;
открытости и доступности для субъектов хозяйствования текстов нормативных правовых актов, в том числе текстов обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления экономической деятельности.
Источник: court.gov.by