В соглашении государства – члены ЕС подтвердили, что ст. 26 ДЭХ не применяется и никогда не должна была применяться как обоснование для «внутренних» споров, то есть международных инвестиционных арбитражей между государствами-членами.
Венгрия не разделила эту точку зрения и приняла отдельную декларацию, в которой согласилась с неприменимостью ст. 26 ДЭХ, но только в отношении арбитражных разбирательств, инициированных после вынесения решения по делу Komstroy. При этом, по мнению Венгрии, сфера применения ст. 26 ДЭХ может быть изменена только в соответствии с процедурами внесения поправок в международные договоры, которые предусмотрены ст. 40‒41 Венской конвенции о праве международных договоров.
После этого Комиссия ЕС решила прибегнуть к механизму надзора за соблюдением права ЕС государствами-членами, который закреплен в ст. 258 Договора о функционировании ЕС. Комиссия ЕС выпустила пресс-релиз, в котором сообщила о нарушении Венгрией принципа лояльного сотрудничества, закрепленного в ст. 4 Договора о ЕС. Комиссия предложила Венгрии в течение двух месяцев представить свои объяснения и устранить выявленные нарушения.
Если Венгрия не отреагирует на запрос, Комиссия ЕС будет обязана представить мотивированное заключение с предложением исполнять свои обязательства по праву ЕС. В случае дальнейшего несоблюдения Венгрией своих обязательств Комиссия вправе передать дело на рассмотрение в Суд ЕС.
Источник: Российский арбитражный центр при Российском институте современного арбитража