Провести медиацию – и на все четыре стороны
В недавнем исследовании 2019 г. были оценены 4 стратегии поведения при проведении процедуры медиации и их результаты в долгосрочной и краткосрочной перспективах.
В недавнем исследовании 2019 г. были оценены 4 стратегии поведения при проведении процедуры медиации и их результаты в долгосрочной и краткосрочной перспективах.
Среди выделенных стратегий были указаны следующие тактики: выявление потенциальных решений участников медиации, нейтральное предложение решений самим медиатором, рефлексия и множественные закрытые встречи со сторонами медиации.
В рамках выявления решений самими участниками медиации стороны предлагают друг другу идеи и участвуют в мозговом штурме в поисках наиболее подходящего решения, которое может сработать. С точки зрения краткосрочных результатов стороны отмечали, что при использовании данной методики они слышали и понимали аргументы друг друга, брали на себя ответственность и в случае необходимости приносили извинения, при этом сохраняя полный контроль над процессом, в котором медиатор лишь помогал им достичь согласия. Долгосрочные результаты также радовали своей положительной динамикой – изменяя подход к конфликту, они добивались улучшения своих отношений с другой стороной, что в итоге приводило к меньшей необходимости для обращения в суд за приведением в исполнение выработанного решения.
Ситуация оказывалась менее радужной при нейтральном предложении решений самим медиатором: особых краткосрочных результатов не отмечалось, а в долгосрочной перспективе стороны были не удовлетворены согласованным решением, которое вдобавок не работало, и отказались советовать кому-либо обращаться к медиации для разрешения конфликтов.
Другой эффективной стратегией оказалась рефлексия – выявление и анализ эмоций и интересов сторон, в ходе которого медиатор эмпатично обобщает или пересказывает позицию стороны другой стороне. В краткосрочной перспективе это приводило к повышению у сторон чувства справедливости и заботы о них, поскольку их аргументы были услышаны, повышалась и эффективность самого участника процесса, и в его ходе участники говорили друг с другом, приносили друг другу извинения и брали на себя ответственность. Особых изменений в долгосрочной перспективе участники не отмечали.
Наименее успешным и наиболее негативным опытом осуществления медиации для участников являлось чрезмерное использование конфиденциальных встреч с одной из сторон, где совместные встречи занимали меньше времени, чем закрытые совещания. Поскольку медиатор полностью контролирует процесс медиации и ее результат, в течение короткого времени начала медиации у сторон возникало чувство бессилия, негативного восприятия конфликта, несправедливости и невозможности вынесенного решения. Лучше не становилось и спустя долгое время – сохранялась неудовлетворенность собственной эффективностью, отношением к другой стороне, возникало ощущение, что медиатору безразличен конфликт и сама сторона. При использовании данной стратегии велика вероятность, что стороны вернутся в суд за принудительным исполнением решения в течение следующего за медиацией года.
Источник: Российский арбитражный центр при Российском институте современного арбитража