Алгоритм юридических действий по взысканию дебиторской задолженности (часть 1: подготовка к взысканию и претензионный порядок)

Несмотря на то, что большинство субъектов хозяйствования уже научились проверять контрагентов и работать по предоплате, предусмотреть все риски в текущей экономической ситуации невозможно. Однозначно можно утверждать, что в ближайшее время платежеспособность многих субъектов хозяйствования снизится, а вопросы взыскания дебиторской задолженности будут актуальны как никогда.

Начиная с этого номера журнала мы будем рассматривать процесс взыскания дебиторской задолженности в виде алгоритмов действий. Ниже представлен алгоритм подготовки к взысканию дебиторской задолженности, включая претензионный порядок, с должника со статусом «действующий». Алгоритмы по взысканию задолженности с должников со статусами «в ликвидации», «в процедуре банкротства» будут рассмотрены в следующих номерах.

Лаберко Ярослав
Лаберко Ярослав

Юрист

Колос Анастасия
Колос Анастасия

Юрист

Для определения статуса контрагента и его платежеспособности можно использовать следующие ресурсы: minjust.gov.by, court.gov.by, egr.gov.by и т.д. Альтернативой данным ресурсам является сервис по проверке контрагентов Statuspro.by, который позволяет быстро получить актуальную информацию из официальных государственных источников и упрощает процесс проверки контрагентов.

Бизнес-отчет: результат проверки. Лучший способ взыскать дебиторскую задолженность — не допустить ее возникновения и систематизировать процесс проверки контрагентов. Для этого необходимо оценивать риски сотрудничества с тем или иным контрагентом. Чтобы оценить риски, нужно знать, есть ли у контрагента задолженность перед другими субъектами хозяйствования, перед бюджетом, в ФСЗН и т.д. Бизнес-отчет от Statuspro.by — это сводная информация по результатам проверки контрагента, представленная в удобном для чтения виде, для руководителей организации.

Автоматический контроль контрагентов. При большом количестве контрагентов вручную проверить их проблематично. Для того, чтобы упростить этот процесс, существует функция мониторинга от Statuspro.by. Она позволяет загрузить до 5000 УНП и оперативно узнавать статус контрагента в ЕГР, МНС с уведомлением на электронную почту, чем экономит время и ресурсы.

Дополнительная информация об учредителях и др. Чтобы получить расширенную информацию о контрагенте, можно заказать бизнес-справку с развернутой информацией об учредителях, их контактах, размерах доли и другой полезной информацией. 

Иностранный контрагент. При работе с иностранными контрагентами в обязательном порядке необходимо проверять их платежеспособность, статус, юридический адрес. Аналитическая часть Statuspro.by содержит пошаговые алгоритмы по проверке контрагентов из 46 стран.

Примечания к алгоритму:

Прим. 1. Если должник находится в неудовлетворительном финансовом состоянии, рекомендуем не соглашаться на отсрочку / рассрочку погашения задолженности, так как иные кредиторы за это время могут получить доступ к имуществу должника, что сделает дальнейшее взыскание долга проблематичным или вообще безрезультатным.

Прим. 2. Часть 2 подп. 1.5 п. 1 письма Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь № 02-38/380 «О применении законодательства» (далее — письмо ВХС № 02-38/380).

Прим. 3. Стороны вправе предусмотреть в договоре иной способ предъявления претензии (посредством факсимильной связи, электронной почты и др.) (ч. 3 подп. 1.7 п. 1 письма ВХС № 02-38/380). Для этого в договоре необходимо прописать такой способ урегулирования спора. Кроме этого, в договоре следует указать:

— адрес электронной почты, с которого направляется претензия и на который отправляется ответ на нее;

— что подтверждает факт направления (получения) претензии (например, скриншот (снимок с экрана компьютера) страницы с отправленным письмом);

— формат претензии (например, PDF-файл отсканированной и подписанной уполномоченным лицом пре-тензии).

Если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения соблюдения претензионного порядка необходимо представить доказательства получения претензии должником (например, претензия направлена по электронной почте, когда в договоре такой способ не предусмотрен, и на нее получен ответ). При наличии таких доказательств претензионный порядок считается соблюденным, а при их отсутствии — несоблюденным.

Последнее
по теме