Отношения, связанные с государственной регистрацией и ликвидацией, регулируются ГК, Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет № 1), а также иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
К иным нормативным правовым актам Республики Беларусь можно отнести Постановление, в котором указано, что правильное и единообразное применение законодательства при рассмотрении экономических дел, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией субъектов хозяйствования, является важным условием реализации гарантированных Конституцией Республики Беларусь (ст. 13) равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, призвано способствовать обеспечению законности в деятельности субъектов хозяйствования и защищать права и законные интересы юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
К общим требованиям для всех дел, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией, можно отнести сроки, установленные для обращения и рассмотрения данных дел.
Так, срок для обращения в экономический суд составляет 3 года (п. 8 Постановления). Этот срок не подлежит продлению, его истечение влечет отказ в удовлетворении иска (заявления), экономический суд применяет его независимо от заявления сторон.
Срок рассмотрения дел — не более одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству (п. 9 Постановления).
Споры о признании незаконными решений регистрирующего органа, действий (бездействия) этого органа или его должностных лиц
Заявления по делам о проверке законности решений регистрирующего органа, действий (бездействия) этого органа или его должностных лиц, связанных с государственной регистрацией или ликвидацией, подаются в экономический суд по месту нахождения заявителя, если иное не предусмотрено ХПК (п. 7 Постановления).
Справочно.
Производство по делам о проверке законности решений регистрирующего органа, действий (бездействия) этого органа или его должностных лиц, связанных с государственной регистрацией или ликвидацией, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 25 ХПК (п. 6 Постановления). Нормами этой главы регулируется порядок подачи в экономический суд и рассмотрения им заявлений об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия).
Заявление об обжаловании действий регистрирующего органа рассматривается в вышеуказанном порядке, установленном главой 25 ХПК, при условии, что у лиц, участвующих в деле, отсутствует спор о праве (п. 10 Постановления).
Спор о праве лиц, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления государственной регистрации, разрешается в порядке искового производства. Такими лицами могут быть, в частности, собственник имущества, учредители (участники) хозяйственного общества.
Споры о признании недействительной государственной регистрации
Дела о признании недействительной государственной регистрации являются самостоятельной категорией дел, не связанных с проверкой законности решения регистрирующего органа о государственной регистрации субъекта хозяйствования, и рассматриваются в порядке искового производства (пп. 5 и 6 Постановления).
Ответчиком по этим делам является субъект хозяйствования, в отношении которого осуществлена государственная регистрация (п. 11 Постановления). При этом регистрирующий орган может быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Справочно.
Иск предъявляется в экономический суд по месту нахождения ответчика (п. 7 Постановления).
Иск о признании недействительной государственной регистрации на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующий орган, вправе подавать только органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности, налоговые и иные уполномоченные органы (п. 12 Постановления).
Под представлением заведомо ложных сведений понимается сообщение не соответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки (п. 26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее — Положение о регистрации)).
При рассмотрении такого рода дел экономический суд должен учитывать в том числе наличие умысла у лица, представившего заведомо ложные сведения, а также наступившие вследствие этого последствия (п. 12 Постановления).
Уполномоченные органы вправе объединить в одно исковое заявление 3 требования: о признании недействительной государственной регистрации ответчика, о взыскании полученных им доходов и его ликвидации (п. 13 Постановления).
Справочно.
В соответствии с п. 26 Положения о регистрации под доходом, полученным субъектом хозяйствования, государственная регистрация которого признана недействительной, понимается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за вычетом документально подтвержденных затрат, уплаченных налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
В п. 26 Положения о регистрации предусмотрено, что взыскание доходов осуществляется в судебном порядке в местные бюджеты независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.
Споры о ликвидации субъектов хозяйствования
Дела о признании недействительным решения регистрирующего органа о ликвидации являются самостоятельной категорией дел, не связанных с проверкой законности решения регистрирующего органа о ликвидации субъекта хозяйствования, и рассматриваются в порядке искового производства.
Иск предъявляется в экономический суд по месту нахождения ответчика (п. 7 Постановления).
Пленум Верховного Суда подчеркивает, что ликвидация субъекта хозяйствования в судебном порядке является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства (п. 14 Постановления). Основания для такой ликвидации предусмотрены Декретом № 1, а также могут предусматриваться иными законодательными актами.
Истцами по таким делам являются:
1) уполномоченные органы (органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности, налоговые и иные органы) — в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами (ГК, Декретом № 1);
2) кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования — в случае нарушения установленных законодательством порядка и сроков его ликвидации (п. 15 Постановления).
При рассмотрении иска о ликвидации, заявленного по основанию осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, экономический суд:
— оценивает характер допущенных нарушений, их продолжительность и последствия, деятельность субъекта хозяйствования после совершения таких нарушений, предпринятые меры для их устранения и иные обстоятельства;
— не вправе принимать решение о ликвидации по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательных актов (два и более раза);
— при оценке фактов грубого нарушения законодательных актов должен учитывать негативные последствия, которые они повлекли, в том числе причинение ущерба, а также иные обстоятельства;
— может отказать в удовлетворении иска о ликвидации, если установит, что негативные последствия нарушений устранены (п. 17 Постановления).
Внесудебная ликвидация субъекта хозяйствования (то есть ликвидация по решению его уполномоченного органа управления) может стать предметом иска о ликвидации этого лица в судебном порядке при наличии в совокупности двух условий: нарушение порядка и нарушение срока ликвидации, установленных законодательством (п. 18 Постановления).
Справочно.
Под нарушением порядка внесудебной ликвидации понимается неосуществление необходимых действий (бездействия), под нарушением срока — осуществление процедуры ликвидации более 9 месяцев со дня принятия органом управления соответствующего решения (а если срок был продлен — более 12 месяцев).
При внесудебной ликвидации кредитор ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе инициировать принятие экономическим судом определения о запрете исключения этого лица из ЕГР (п. 20 Постановления). Такое определение следует представить в регистрирующий орган в течение двух месяцев со дня письменного извещения этого органа о наличии задолженности ликвидируемого лица перед кредитором. Запрет на исключение субъекта хозяйствования из ЕГР является мерой по обеспечению иска и мерой по обеспечению исполнения решения (если оно уже принято по иску кредитора).
В случае удовлетворения иска о ликвидации экономический суд решает вопрос о возложении обязанности по осуществлению ликвидации на собственника имущества (учредителей, участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя (п. 19 Постановления).
Ликвидация субъекта хозяйствования, признанного банкротом, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве) (п. 21 Постановления).