Изменение законодательства о валютном регулировании и контроле: как увеличить срок репатриации

В июле текущего года вступит в силу Закон Республики Беларусь от 30.06.2020 № 36-3 «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (далее — Закон № 36-З), который содержит новую редакцию Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле». Каким образом возможно увеличить сроки репатриации для белорусских субъектов хозяйствования при обращении в МАС при БелТПП, читайте в статье.

Функ Ян
Функ Ян

Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП, доктор юридических наук, профессор

Перерва Инна
Перерва Инна

Начальник информационно-консультационного центра МАС при БелТПП, кандидат юридических наук

В ст. 19 Закона № 36-З определяются особенности проведения юридическими лицами — резидентами операций, связанных с экспортом и импортом, то есть внешнеэкономических операций. Иными словами, в ст. 19 Закона № 36-З определены особенности исполнения внешнеэкономических договоров с участием белорусских субъектов, в частности, валютного регулирования и валютного контроля. 

В п. 1 ст. 19 Закона № 36-З содержится требование об обеспечении зачисления юридическими лицами Республики Беларусь на свои расчетные счета, открытые в банках Республики Беларусь, причитающихся им иностранной валюты или белорусских рублей, которые они должны получить в рамках своих внешнеэкономических обязательств, определяемых в Законе № 36-З, через обязательство, возникшее на основе валютного договора.

Справочно.
Валютным договором согласно подп. 1.5 п. 1 ст. 1 Закона № 36-З является договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которых совершаются валютные операции.

При этом п. 1 ст. 19 Закона № 36-З в отличие от действующего в настоящее время подхода не устанавливает точный срок получения указанной иностранной валюты и белорусских рублей (определяемый в Законе как срок репатриации), а предусматривает, что такой срок определяется юридическим лицом — резидентом Республики Беларусь исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств сторонами по валютному договору, предусматривающему экспорт или импорт (правда, порядок такого срока должен быть дополнительно установлен Национальным банком Республики Беларусь).

Несмотря на изменение подхода к определению самого срока репатриации, необеспечение в срок, установленный для выполнения обязанности при реализации внешнеторговых договоров, поступления денежных средств при экспорте товаров по-прежнему влечет для юридического лица и индивидуального предпринимателя административный штраф в размере до пяти десятых процента от суммы внешнеторговой операции, не завершенной в срок, установленный для выполнения обязанности при реализации внешнеторговых договоров, за каждый день превышения такого срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции (п. 2 ст. 12.14 КоАП). 

В связи с вышеизложенным для белорусских субъектов, безусловно, является актуальным ненарушение срока репатриации, и Закон № 36-З предоставил возможности для недопущения таких нарушений в виде в том числе обращения за рассмотрением спора к арбитражному суду, в частности МАС при БелТПП. 

В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона № 36-З срок репатриации увеличивается на период рассмотрения обращений юридического лица Республики Беларусь арбитражным органом, в том числе МАС при БелТПП. 

Таким образом, подача искового заявления в МАС при БелТПП автоматически увеличивает срок репатриации на период нахождения соответствующего дела в производстве суда. 

При этом указанный срок начинается даже не с момента подачи иска, а с момента начала урегулирования спора в досудебном (претензионном) порядке, если такой порядок предусмотрен в самом внешнеэкономической договоре или требуется в соответствии с применимым правом. 

Законодательно течение указанного выше периода (увеличение срока репатриации) начинается от даты истечения срока репатриации, определенного юридическим лицом Республики Беларусь в соответствии с законодательством, и прекращается применительно к интересующим нас отношениям: 

— исполнением арбитражного решения (постановления) о взыскании задолженности по валютному договору путем зачисления белорусских рублей и/или иностранной валюты на счет юридического лица — резидента Республики Беларусь;

— либо исполнением решения уполномоченного органа иностранного государства о признании и принудительном исполнении или только о принудительном исполнении арбитражного решения (постановления).

При этом принудительное исполнение выражается во взыскании задолженности по валютному договору в пользу юридического лица Республики Беларусь путем зачисления на его расчетный счет белорусских рублей или иностранной валюты.

В связи с изложенным необходимо отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 19 Закона № 36-З обязательство юридического лица — резидента по репатриации иностранной валюты или белорусских рублей прекращается в том числе с даты:

— принятия уполномоченными органами решения об отказе юридическому лицу — резиденту в признании и принудительном исполнении или принудительном исполнении судебных, арбитражных решений (постановлений) либо иных актов, подлежащих признанию и (или) приведению в исполнение в соответствии с законодательством государства, на территории которого происходит принудительное исполнение, о взыскании задолженности юридического лица — нерезидента по валютному договору по причинам, связанным с невозможностью исполнения;

— вступления в законную силу арбитражных решений (постановлений), в соответствии с которыми юридическому лицу — резиденту отказано в удовлетворении обращения для взыскания задолженности юридического лица — нерезидента по валютному договору по причинам, связанным с невозможностью исполнения. 

Важно знать.
С 09.07.2021 белорусские субъекты могут «автоматически» решить свои проблемы, связанные с невозвратом выручки ввиду неисполнения контрагентом по договору взятых на себя обязательств, простым путем, а именно путем рассмотрения спора в МАС при БелТПП (при условии, конечно же, включения в соответствующий договор арбитражной оговорки).

Белорусский субъект может не заботиться о течении срока репатриации на весь период рассмотрения дела в МАС при БелТПП и последующего исполнения вынесенного по делу арбитражного решения вплоть до взыскания задолженности или признания уполномоченным органом невозможности взыскания по причинам, связанным с невозможностью исполнения. 

Тем самым уже сам факт включения во внешнеторговый договор арбитражной оговорки, предусматривающей рассмотрение споров в МАС при БелТПП, дает возможность белорусскому субъекту не думать о возможной административной ответственности за невозврат выручки вплоть до размера суммы невозвращенной выручки. Если же соответствующая арбитражная оговорка не включена во внешнеэкономический договор, то белорусский субъект для наличия той же возможности вынужден будет затрачивать огромное количество сил и средств для того, чтобы обратиться в суд иностранного государства (суд по месту нахождения ответчика), а также нести значительные по размеру издержки, иногда равные или превышающие суммы заявленных требований в период рассмотрения дела в иностранном суде. 

Пример арбитражной оговорки:

«Все споры, разногласия или требования, которые могут возникнуть из настоящего договора или в связи с ним, в том числе связанные с его изменением, расторжением, исполнением, недействительностью или толкованием, подлежат рассмотрению в Международном арбитражном суде при БелТПП в соответствии с его регламентом».

Универсальная арбитражная оговорка:

«Все споры, разногласия или требования, которые могут возникнуть из настоящего договора или в связи с ним, в том числе связанные с его изменением, расторжением, исполнением, недействительностью или толкованием, подлежат рассмотрению по выбору истца либо в Международном арбитражном суде при БелТПП в соответствии с его регламентом, либо в (наименование иностранного международного арбитражного (третейского) суда) в соответствии с его регламентом».

Последнее
по теме