Изменения в исполнительном производстве: комментарий к Закону от 06.01.2021 № 90-З

Законом Республики Беларусь от 06.01.2021 № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон № 90-З) внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об ИП) и некоторые другие законодательные акты в целях совершенствования отношений в области принудительного исполнения судебных постановлений и других актов. Основные изменения вступили в силу с 15.07.2021 (отдельные корректировки — после официального опубликования Закона № 90-З). Обратим внимание на наиболее существенные из нововведений.

Скобелев Владимир
Скобелев Владимир

Кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана по учебной работе и образовательным инновациям юридического факультета Белорусского государственного университета, арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП

Должностные лица органов принудительного исполнения 

Законом № 90-З внесены новеллы в порядок занятия должности судебного исполнителя и в правовое регулирование статуса должностных лиц органов принудительного исполнения (далее — ОПИ). Так, Закон № 90-З дополнил Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях» (далее — Закон № 440-З) новой ст. 5-1 «Стажер судебного исполнителя».

Согласно данной статье в случаях, предусмотренных Министерством юстиции Республики Беларусь, лицо, которое претендует на занятие должности судебного исполнителя, может быть назначено в качестве стажера судебного исполнителя. Если лицо впервые поступает на государственную службу, то в качестве стажера судебного исполнителя оно может быть назначено только после сдачи квалификационного экзамена, предусмотренного законодательными актами для лиц, впервые поступающих на государственную службу.

Срок стажировки не может превышать трех месяцев, при этом время стажировки в стаж государственной службы не засчитывается. Стажировка проводится под руководством судебного исполнителя, имеющего стаж работы в должности судебного исполнителя не менее двух лет, и включает в себя изучение практики применения законодательства об исполнительном производстве в одном из ОПИ. Порядок прохождения стажировки, в том числе права и обязанности стажера судебного исполнителя, устанавливается Министерством юстиции Республики Беларусь.

По окончании стажировки судебный исполнитель, под руководством которого она осуществлялась, должен составить заключение о готовности стажера к назначению на должность судебного исполнителя и представить это заключение на утверждение в соответствующее главное управление юстиции.

Кроме того, Закон № 90-З дополнил ст. 6 Закона № 440-З новой частью о том, что до назначения на должность судебного исполнителя гражданин Республики Беларусь проходит тестирование на знание законодательства об исполнительном производстве в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь. По смыслу данной нормы тестирование является обязательным и для тех лиц, которые проходили стажировку в качестве стажера судебного исполнителя.

Из ст. 7 Закона № 440-З, регулирующей полномочия Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, Законом № 90-З исключены положения о возможности поручать совершение исполнительных действий судебным исполнителям и иным работникам ОПИ, а также принимать решения об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство. В то же время ст. 7 Закона № 440-З дополнена прямым указанием на полномочие отменять действия судебных исполнителей, совершенные с нарушением законодательства (хотя более правильно, наверное, было бы говорить не об отмене таких действий, так как отменить действия нельзя, а о признании их незаконными).

Среди перечисленных в ст. 8 Закона № 440-З полномочий главных судебных исполнителей территориальных ОПИ получило прямое закрепление их право принимать решение о передаче исполнительных производств на исполнение в другой орган принудительного исполнения в пределах соответствующей области (г. Минска), а также отменять постановления (действия) судебных исполнителей соответствующего территориального ОПИ, вынесенные (совершенные) с нарушением законодательства.

Изменения затронули и статус «рядовых» судебных исполнителей. Так, теперь ст. 9 Закона № 440-З говорит о праве судебного исполнителя разъяснять сторонам исполнительного производства возможность заключения мирового или медиативного соглашения (правда, более целесообразно совершение такого действия было бы включить в число обязанностей судебного исполнителя). В ст. 9 Закона № 440-З также несколько уточнено регулирование полномочий (в направлении их расширения), касающихся доступа судебных исполнителей на различные объекты (земельные участки, помещения, в том числе жилые, и пр.) и их осмотра на основании определения суда. 

Из ст. 10 Закона № 440-З исключена обязанность судебного исполнителя выполнять поручения других судебных исполнителей о совершении отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются полномочия этих судебных исполнителей. Ее место заняла обязанность исполнять определение суда, содержащее поручение судебному исполнителю произвести опись имущества по гражданскому делу об освобождении имущества от ареста (исключении из описи). Вместе с тем последняя новелла имеет более чем спорный характер: ни ГПК, ни Закон об ИП не предусматривают полномочия суда давать поручения судебному исполнителю, равно как непонятна и цель указанного поручения (ведь неотъемлемой частью процедуры наложения ареста на имущество является опись последнего).

В ст. 16 Закона № 440-З право судебных исполнителей на получение «вознаграждения из средств, дополнительно полученных при принудительном исполнении исполнительных документов» заменено их правом на получение «премии за счет средств принудительного сбора». Соответственно, в тексте ст. 7, 8 Закона № 440-З термин «вознаграждение» был заменен на термин «премия». Однако название ст. 16 Закона № 440-З осталось прежним — «Право судебных исполнителей на получение вознаграждения».

Источники регулирования исполнительного производства

В результате изложения в новой редакции ст. 3 Закона об ИП, посвященной источникам регулирования исполнительного производства, исправлена содержавшаяся там ошибка: статья включала в состав законодательства об исполнительном производстве международные договоры Республики Беларусь, которые, конечно же, актами законодательства не являются.

В настоящее время ст. 3 Закона об ИП гласит, что законодательство об исполнительном производстве состоит из Закона об ИП и иных актов законодательства (ч. 1), но правовое регулирование отношений в области исполнительного производства осуществляется как в соответствии с законодательством об исполнительном производстве, так и в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (ч. 2).

Содержание нормы о приоритете международных договоров Республики Беларусь над законодательством об исполнительном производстве не изменилось. В результате принятия Закона № 90-З она лишь переместилась в ч. 3 ст. 3 Закона об ИП (ранее содержалась во второй части данной статьи). Следовательно, излагать ст. 3 Закона об ИП полностью в новой редакции с точки зрения нормотворческой техники было неверно.

Исполнительное производство и регистр населения

Согласно изменениям, внесенным Законом № 90-З в Закон Республики Беларусь от 21.07.2008 № 418-З «О регистре населения» (далее — Закон № 418-З), сведения о наличии исполнительного производства на исполнении в ОПИ составляют дополнительные персональные данные (подп. 1.10 п. 1 ст. 10 Закона № 418-З), которые подлежат внесению в регистр населения Министерством юстиции Республики Беларусь (подп. 2.20 п. 2 ст. 12 Закона № 418-З).

Предоставление и истребование сведений об исполнительных производствах

Законом № 90-З из ст. 9 Закона об ИП исключены первые две части, которые были посвящены вопросам предоставления ОПИ физическим лицам, организациям, государственным органам и другим субъектам информации о наличии возбужденных в отношении должников исполнительных производств и установленных для этих должников и (или) их имущества ограничениях (обременениях). Связано это с тем, что порядок предоставления подобного рода информации регулируется теперь Указом Президента Республики Беларусь от 19.11.2019 № 418 «О банке данных исполнительных производств» (им утверждено Положение о банке данных исполнительных производств). 

Не случайно поэтому Закон № 90-З в ч. 1 ст. 8 Закона об ИП подчеркнул, что банк данных исполнительных производств предназначен не только для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, но и для их предоставления, а ч. 2 ст. 8 Закона об ИП дополнена указанием о том, что законодательными актами устанавливается порядок «в том числе предоставления сведений об исполнительных производствах».

В сохранившейся части ст. 9 Закона об ИП (ранее она являлась третьей частью данной статьи) оговорены два назревших еще с момента вступления Закона об ИП в силу случая, когда материалы исполнительного производства (в период его ведения) могут быть истребованы у судебного исполнителя:

• руководителем органа принудительного исполнения при рассмотрении обращений и жалоб (протестов) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя;

• прокурором при рассмотрении обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц для решения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.

Исполнительные документы

В перечень видов исполнительных документов, закрепленный ч. 1 ст. 10 Закона об ИП, включены «решения налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы».

В ч. 1 ст. 11 Закона об ИП уточнено регулирование реквизитов исполнительных документов в части указания информации о взыскателе и должнике, а также сведений об обеспечении иска. В частности, теперь идентификационный номер, дата и место рождения должны указываться в отношении физического лица, выступающего не только должником, но и взыскателем, а сведения о принятии мер по обеспечению иска — лишь если они не отменены на момент выдачи исполнительного документа. Аналогичного рода корректировки внесены в ч. 1 ст. 462 ГПК (для исполнительных листов) и ч. 1 ст. 328 ХПК (для судебных приказов).

Регулирование реквизитов постановлений судебного исполнителя, которые являются исполнительными документами, перенесено из ст. 11 в ст. 12 Закона об ИП. При этом изменился сам подход к регулированию данного вопроса: теперь (в противоположность тому, что было ранее) Закон об ИП предусматривает перечень реквизитов постановления судебного исполнителя, которое не является исполнительным документом (ч. 1 ст. 12 Закона об ИП), а реквизиты постановления судебного исполнителя, являющегося исполнительным документом, определяются через отсылку к положениям ч. 1 ст. 12 и ч. 1 ст. 11 Закона об ИП (ч. 2 ст. 12 Закона об ИП).

В ч. 2 ст. 460 ГПК и ч. 2 ст. 326 ХПК включены предписания о том, что соответствующий исполнительный документ (исполнительный лист или судебный приказ) выдается судом только в пределах сроков, установленных законодательством об исполнительном производстве для предъявления исполнительного документа к исполнению, а в случае их пропуска суд выдает исполнительный документ по заявлению взыскателя лишь при условии восстановления данных сроков (тогда суд выносит определение, которое может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке).

В процессуальном законодательстве оговорены последствия ситуации, когда в результате замены стороны исполнительного производства возникает множественность лиц на стороне взыскателя или должника (ч. 6 ст. 225, ч. 5 ст. 327 ХПК, ч. 11 ст. 398, ч. 4 ст. 461 ГПК). В такой ситуации суд, выдавший исполнительный документ, на основании представления судебного исполнителя и постановления судебного исполнителя о замене стороны исполнительного производства выдает необходимое количество экземпляров соответствующего исполнительного документа.

Постановления судебного исполнителя и руководителя ОПИ

Как уже было отмечено выше, в результате вступления в силу Закона № 90-З в ст. 12 Закона об ИП было сосредоточено регулирование реквизитов постановлений судебного исполнителя, как являющихся, так и не являющихся исполнительными документами.

Исключено положение о том, что печать на постановлении судебного исполнителя, не являющемся исполнительным документом, и постановлении руководителя ОПИ должна быть с «указанием личного номера судебного исполнителя».

Предусмотрена возможность исправления описки или арифметической ошибки в актах (а не только постановлениях), составленных судебным исполнителем или руководителем ОПИ в ходе исполнительного производства, путем вынесения данными должностными лицами постановления о внесении изменений в ранее составленные акты (ч. 6 ст. 12 Закона об ИП).

Конкретизировано время отзыва постановления судебного исполнителя об обращении взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся на банковских счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, в котором (постановлении) допущены описки или арифметические ошибки. Отзыв ошибочного постановления должен осуществляться одновременно с вынесением нового (то есть исправленного) постановления об обращении взыскания на указанное имущество (ч. 7 ст. 12 Закона об ИП).

Стороны исполнительного производства

В ст. 17 Закона об ИП к числу субъектов, которые могут выступать от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в качестве стороны исполнительного производства, отнесены государственные юридические лица.

Перечень категорий субъектов, выступающих в исполнительном производстве взыскателями от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, расширен за счет: 

— Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальных органов;

— государственных органов и государственных юридических лиц, являвшихся истцами (заявителями, взыскателями) по гражданским и экономическим делам;

— государственных органов и государственных юридических лиц, обратившихся за совершением исполнительной надписи.

Статья 18 Закона об ИП дополнена положениями о праве сторон исполнительного производства знакомиться с материалами сводного исполнительного производства и заключать медиативное соглашение (ч. 1), а в отношении должника по исполнительному документу, предусматривающему солидарную ответственность, также положением о праве получать информацию о взысканной с солидарных должников сумме (ч. 2).

В ч. 3 ст. 18 Закона об ИП с одного до трех дней увеличен срок исполнения сторонами обязанности по предоставлению судебному исполнителю информации об исполнении (полностью или частично) исполнительного документа. При этом сделана оговорка, что предоставление информации не требуется, если она «получена судебным исполнителем из иного источника, в том числе из автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств».

Кроме того, на стороны возложена обязанность предоставлять судебному исполнителю информацию о выбытии одной из сторон исполнительного производства, а также об изменении своих банковских реквизитов, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) или наименования не позднее трех дней со дня выбытия, изменения.

В результате изложения в новой редакции ст. 19 Закона об ИП изменилось наименование закрепленного в ней института: «правопреемство в исполнительном производстве» на «замена стороны исполнительного производства». Хотя с точки зрения существа регулирования изменений немного. Главные из них состоят в том, что замена допустима по письменному заявлению стороны исполнительного производства (прежде форма данного заявления не была определена) и при условии отсутствия спора о праве относительно факта правопреемства, а также круга лиц, являющихся правопреемниками.

Последнее
по теме