Международный арбитражный суд SCC играет одну из ведущих ролей среди мировых арбитражных учреждений: в 2022 г. SCC принял 147 новых дел с участием сторон из 38 разных стран. Следует отметить, что SCC является достаточно распространенным органом по разрешению споров с участием и белорусских юридических лиц.
Новый Арбитражный регламент SCC не вносит глобальных изменений, которые бы существенным образом меняли порядок ведения арбитражного процесса. Большинство изменений внесены с целью предоставления сторонам разъяснений в отношении возникающих вопросов практического характера, как, например, возросший спрос на проведение арбитражных заседаний дистанционно, который усилился даже после окончания пандемии коронавируса (COVID-19). Если сравнивать обновленный регламент с предыдущими, то большинство изменений – это языковые корректировки для улучшения ясности и доступности Арбитражного регламента.
Ниже проанализируем основные изменения в Арбитражном регламенте SCC и Правилах ускоренного арбитража SCC.
Арбитражный регламент SCC
1. С учетом меняющейся арбитражной практики проведения арбитражных заседаний после пандемии COVID-19 пересмотрена ст. 32 Регламента SCC:
«(2) После консультаций со сторонами Состав арбитража должен определить:
a. дату и время проведения слушания, и
b. должно ли какое-либо слушание проводиться (i) лично, в указанном месте, или (ii) удаленно, полностью или частично, посредством видеоконференции или других соответствующих средств связи».
Данное положение, безусловно, не является новым, а скорее соответствует положениям арбитражных правил других арбитражных учреждений. Следует отметить, что 30 июня 2022 г. Апелляционный суд Свеа (Svea Court of Appeal) подтвердил в своем постановлении, что право на устное слушание по шведскому закону об арбитраже является технологически нейтральным и допускает дистанционное участие сторон.
2. Пересмотренная ст. 45(2) Арбитражного регламента SCC предоставляет составу арбитража право по своему усмотрению прекратить арбитражное разбирательство путем вынесения арбитражного решения либо постановления.
(2) Если арбитражное разбирательство прекращается по иным причинам до вынесения окончательного арбитражного решения, Состав арбитража должен вынести постановление или арбитражное решение о прекращении разбирательства.
Предыдущая версия Регламента предусматривала только возможность вынесения арбитражного решения в таких обстоятельствах.
Такое изменение повышает эффективность арбитражного процесса, поскольку состав арбитража может быстро прекратить разбирательство посредством процессуального постановления вместо более формального арбитражного решения. Прекращение разбирательства до вынесения окончательного арбитражного решения происходит, например, если сторона не исполняет процессуальный приказ о предоставлении обеспечения покрытия расходов (ст. 38(3)) или если сторона не оплачивает аванс на покрытие расходов (ст. 51(5)).
3. Обновленный Регламент SCC также изменяет ст. 51(5), согласно которой решение о полном или частичном прекращении дела в связи с неуплатой аванса на покрытие издержек принимается арбитражным судом после передачи дела в арбитражный суд:
(5) Если сторона не вносит своей доли аванса, Секретариат должен предоставить другой стороне возможность внести такую долю в течение определенного срока. Если требуемая оплата не производится в течение такого срока, Правление должно прекратить разбирательство полностью или частично. Если дело было передано на рассмотрение Составом арбитража, то Состав арбитража прекращает дело полностью или в части.
В соответствии с предыдущей версией Регламента только Правление SCC имело право прекратить дело за неуплату аванса на покрытие издержек.
Данное изменение соответствует положениям правил других арбитражных институтов. Например, ст. 24.8 Арбитражного регламента LCIA 2020 предусматривает, что неуплата аванса по расходам «может рассматриваться судом LCIA или составом арбитража как отказ стороны от своих требований».
4. Также из типовой арбитражной оговорки, закрепленной в Регламенте, исключается соглашение сторон о количестве арбитров как рекомендуемое дополнение к типовой оговорке Арбитражного регламента SCC. Поскольку в ст. 16(2) Арбитражного регламента уже предусмотрен метод определения числа арбитров, то прямое указание на их число в арбитражной оговорке является излишним:
(1) Стороны определяют количество арбитров по своему усмотрению.
(2) В отсутствие договоренности сторон о количестве арбитров Правление решает, должно ли дело рассматриваться единоличным арбитром или Составом арбитража из трех арбитров, принимая во внимание сложность дела, сумму требований и иные обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого вопроса.
Следует отметить, что количество арбитров оказывает значительное влияние на общие арбитражные расходы сторон по делу. Согласование сторонами в арбитражном соглашении трех арбитров до возникновения спора может приводить к ситуации, когда возникший спор с небольшой суммой спора будет рассмотрен составом арбитража из трех арбитров. Таким образом, сторонам потребуется уплатить несоразмерные гонорары арбитров за небольшую сумму в споре.
5. Новым Регламентом также изменены и арбитражные расходы, связанные с рассмотрением дела. Так, увеличена максимальная сумма административного сбора SCC с 70 000 до 95 000 евро. Например, для арбитражного разбирательства с суммой спора в 3 000 000 евро административный сбор SCC составит 33 630 евро (без НДС), по сравнению с 26 900 согласно Регламенту 2017 г., что означает увеличение стоимости примерно на 25 %.
Отметим, что гонорары арбитров и невозвратный регистрационный сбор в размере 3000 евро остаются неизменными.
Правила ускоренного арбитража SCC
Из общего числа дел в 2022 г., находящихся на рассмотрении в SCC, 30 % зарегистрированы в соответствии с Правилами ускоренного арбитража. 20 % решений, вынесенных в соответствии с Правилами ускоренного арбитража в 2022 г., вынесены в течение трех месяцев с момента передачи дела на рассмотрение. Еще 64 % решений вынесены в период от трех до шести месяцев с момента передачи дела на рассмотрение.
Основные изменения в Правила ускоренного арбитража SCC отражают изменения, внесенные в сам Арбитражный регламент, рассмотренные выше, в частности:
- дополнение ст. 33, разъясняющее, что состав арбитража может решить, будут ли слушания проводиться очно или дистанционно;
- возможность состава арбитража прекратить арбитражное разбирательство путем вынесения постановления в соответствии со ст. 45(2);
- изменение в ст. 51(5), согласно которому решение о полном или частичном прекращении дела в связи с неуплатой аванса на покрытие издержек принимается составом арбитража после передачи ему дела на рассмотрение.
Выводы автора
SCC остается одним из популярных и авторитетных мировых арбитражных институтов, только за 2022 г. им зарегистрировано 147 новых арбитражных дел. Изменения, внесенные в Арбитражный регламент SCC, закрепляют последние арбитражные тенденции, а также практику других арбитражных институтов.
Отметим, что SCC остается также популярным органом для разрешения споров и с участием белорусских юридических лиц, ввиду наличия как онлайн-платформы, так и русскоязычной версии Регламента. Что касается стоимости рассмотрения спора в SCC, то при сравнении расходов по делу с иными ведущими арбитражными институтами можно прийти к следующим выводам:
1. Стоимость рассмотрения спора в SCC примерно сопоставима с расходами по рассмотрению дела в Венском международном арбитражном центре (VIAC) и Гонконгском международном арбитражном центре (HKIAC).
2. Дешевле рассматривать спор в SCC, чем в суде при Международной торговой палате (ICC).
3. Стоимость рассмотрения спора в SCC существенно выше по сравнению с восточноевропейскими арбитражными институтами (МАС при БелТПП, МКАС при ТПП РФ, Вильнюсский коммерческий арбитражный суд).