Арбитраж в Гонконге: особенности рассмотрения споров в HKIAC

Гонконг – всемирно известный «хаб» международного арбитража, который может быть привлекательной юрисдикцией для белорусских субъектов хозяйствования, расширяющих свою экономическую деятельность на Восток и ищущих нейтральные форумы для разрешения своих споров. В статье рассмотрим ключевые особенности арбитражного процесса в Гонконгском международном арбитражном центре (далее – HKIAC) – флагманском арбитражном учреждении Гонконга.

Джо Лью
Джо Лью

Независимый арбитр и эксперт по доменным именам (domain name panelist) в JLIU Dispute Resolution Services Limited, бывший заместитель Генерального Секретаря HKIAC (2019‒2022)

Дубешко Валерия
Дубешко Валерия

Юрист арбитражной практики ИООО «Сорайнен и партнеры»

Кругликов Борис
Кругликов Борис

Помощник юриста арбитражной практики ИООО «Сорайнен и партнеры»

Содержание:


Как устроен арбитраж в Гонконге?

Прежде всего, необходимо отметить, что Гонконг после возвращения Китайской Народной Республике 01.07.1997 в качестве специального административного района пользуется правовым режимом, отличным от режима материкового Китая и основанным на английском общем праве. В частности, арбитражное разбирательство в Гонконге (как внутреннее, так и международное) регулируется Постановлением об арбитраже, последние поправки к которому вступили в силу с 16.12.2022.

Постановление об арбитраже имеет собственные отличительные черты, такие как всесторонняя защита конфиденциальности, прямое закрепление возможности принудительного исполнения постановлений чрезвычайного арбитра, финансирования арбитража третьей стороной, арбитрабельности споров об интеллектуальной собственности, регламентация вознаграждения, связанного с исходом дела (гонорар успеха), и диспозитивные положения о большей степени поддержки государственных судов.

В Гонконге судом, компетентным в вопросах, связанных с арбитражем, является Суд первой инстанции (далее – CFI). Такие вопросы обычно передаются единоличному судье из специализированного списка по строительству и арбитражу, чтобы обеспечить качество и последовательность решений CFI, связанных с арбитражем. Ключевые вопросы, в которых компетентен CFI, включают принятие решения об отводе арбитра, рассмотрение апелляции на постановление арбитражного суда по вопросу о наличии компетенции, принятие обеспечительных мер, отмену, признание и приведение в исполнение арбитражных решений и т.д. Поскольку английский язык является одним из официальных языков в Гонконге, многие разбирательства и решения CFI проводятся и выносятся, соответственно, на английском языке. Только гонконгские квалифицированные юристы могут представлять стороны в судебных разбирательствах, в то время как в отношении представительства в арбитражных разбирательствах, где местом арбитража является Гонконг, такие ограничения отсутствуют.

Еще одна особенность арбитража в Гонконге заключается в том, что HKIAC является по умолчанию компетентным назначающим органом в соответствии с Постановлением об арбитраже. Если стороны не назначили другой орган, HKIAC определит количество арбитров или назначит арбитров или медиаторов в случаях, указанных в Постановлении об арбитраже.

Справочно.
Решения CFI могут быть обжалованы сначала в Апелляционном суде, а затем в Апелляционном суде последней инстанции (далее – CFA) при условии, что рассматриваемый вопрос должен решаться CFA по причине его существенного значения в целом или для общества. Примерами таких дел могут быть Демократическая Республика Конго и другие против FG Hemisphere Associates LLC (абсолютный суверенный иммунитет в Гонконге), Astro Nusantara International BV и другие против PT First Media TBK (продление срока в случае запоздалой просьбы об отказе в исполнении). Более свежим примером является дело C vD [2022] HKCA 729, которое касается вопроса о том, является ли выполнение до-арбитражного порядка разрешения спора вопросом юрисдикции (jurisdiction) или допустимости (admissibility). Дело в настоящее время слушается CFA.

Какова организационная структура HKIAC?

HKIAC был учрежден в сентябре 1985 г. как некоммерческая организация с ответственностью, ограниченной гарантией. HKIAC имеет особую организационную структуру, в которую входят следующие ключевые органы.

1. Совет HKIAC: основной руководящий орган, состоящий из ведущих юристов, профессионалов отрасли и руководителей корпораций со всего мира. Члены Совета возглавляются председателем (председателями). В сферу компетенции Совета входит корпоративное управление и общее руководство HKIAC.

2. Исполнительный комитет: орган, направляющий деятельность HKIAC в соответствии с политикой, утвержденной Советом HKIAC.

3. Комитет по административно-финансовым вопросам: курирует вопросы, касающиеся финансов, бухгалтерского учета, налогов, человеческих ресурсов, общего администрирования и корпоративного управления HKIAC.

4. Комитет по назначениям: (1) назначает и утверждает арбитров, чрезвычайных арбитров, медиаторов и экспертов; (2) определяет количество арбитров; (3) фиксирует арбитражные расходы; (4) рассматривает и принимает членов в списки арбитров HKIAC; и (5) рассматривает жалобы в отношении арбитров.

5. Комитет по разбирательствам: (1) осуществляет все иные полномочия, возложенные на HKIAC арбитражным регламентом HKIAC, в той мере, в какой такие полномочия не осуществляются Комитетом по назначениям или Секретариатом; (2) принимает решения по возражениям против назначения арбитра или чрезвычайного арбитра; и (3) занимается пересмотром существующих арбитражных правил и практических заметок HKIAC, предлагает принятие новых.

Особого внимания заслуживает Секретариат HKIAC, который осуществляет повседневное администрирование разрешения споров. Он состоит из высококвалифицированных специалистов из разных стран и в настоящее время имеет специалистов, владеющих русским языком. Секретариат выполняет функции администрирования дел, назначая кейс-менеджера по каждому арбитражному делу, поступающему в HKIAC, который выступает основным контактным лицом для сторон и состава арбитража. Юридический персонал Секретариата может также осуществлять функции секретарей состава арбитража, выполняя административные задачи от его имени.

HKIAC администрирует дела согласно правилам HKIAC или Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ. На момент написания статьи основным регламентом HKIAC является Арбитражный регламент для администрируемых арбитражных разбирательств, вступивший в силу с 01.11.2018 (далее – Регламент).

Является ли HKIAC подходящим вариантом для белорусских компаний?

В текущих геополитических и экономических условиях HKIAC можно рассматривать как один из наиболее подходящих вариантов для разрешения споров для компаний из региона СНГ, в том числе Беларуси.

Например, HKIAC издал Санкционную политику, в соответствии с которой данный арбитражный институт не относится ни к одной из сторон, на которую распространяется санкционный режим, иначе, чем к любым другим сторонам в разбирательстве. Более того, Регламент доступен на русском языке, а Гонконг, на момент написания статьи, не требует визы для граждан Беларуси. Кроме того, в Панель и Список арбитров HKIAC входят русскоязычные арбитры, а в Совете и Секретариате HKIAC состоят русскоязычные юристы.

HKIAC также тесно сотрудничает с организациями по разрешению споров во многих странах СНГ. В частности, 19.09.2022 Ташкентский международный арбитражный центр (TIAC) и HKIAC подписали эксклюзивное соглашение о сотрудничестве по принятию Кросс-институциональных Правил TIAC-HKIAC, о которых мы ранее упоминали в статье об арбитраже в Узбекистане. В тех случаях, когда применяются эти правила, Секретариат TIAC будет администрировать арбитражные разбирательства, в которых ключевые процедурные решения, касающиеся назначения арбитров, отводов арбитров, объединения дел и присоединения третьих лиц, будут приниматься HKIAC.

Также важно отметить, что 25.04.2019 HKIAC стал первым иностранным арбитражным институтом, которому Министерством юстиции Российской Федерации было предоставлено право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Как следствие, HKIAC имеет право администрировать некоторые виды корпоративных споров с местом арбитража в России в отношении российских юридических лиц, а также некоторые споры о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с местом арбитража в России. Также HKIAC вправе осуществлять администрирование арбитража некоторых категорий внутренних споров.

Как начать арбитраж в HKIAC?

В соответствии с Регламентом истец должен направить HKIAC и ответчику Уведомление об арбитраже, а арбитражное разбирательство считается начатым в дату получения HKIAC копии Уведомления об арбитраже по электронной почте.

Регламент предусматривает, что Уведомление об арбитраже должно включать, помимо стандартной информации (стороны, изложение общей природы исковых требований и указание их размера), информацию о наличии соглашения о финансировании третьим лицом и идентификационные данные такого лица (ст. 4.3(i) и 44 Регламента), а также подтверждение, что копии Уведомления об арбитраже направлены или направляются одновременно ответчику. Уведомление об арбитраже сопровождается оплатой в адрес HKIAC регистрационного сбора.

На практике Уведомление об арбитраже чаще всего представляет собой относительно краткий документ, в котором истец описывает природу исковых требований и оставляет за собой право уточнить и обосновать свои требования в последующих письменных позициях. Уведомление об арбитраже не нужно подписывать, проставлять на нем печать или осуществлять его нотариальное заверение, равно как и не требуется представлять его в каком-либо специальном стиле или формате.

Справочно.
Если Уведомление об арбитраже не соответствует требованиям Регламента, HKIAC вправе потребовать, чтобы истец исправил дефекты в течение разумного срока. Если истец исполняет данные требования в разумные сроки, то арбитражное разбирательство считается начатым в дату, когда HKIAC получил первоначальную версию Уведомления об арбитраже. Если истец не исполняет требования HKIAC, то арбитражное разбирательство не считается начатым, без ущерба для прав истца на подачу того же требования позже в последующем Уведомлении об арбитраже.

Как выбрать место арбитража?

Стороны вправе избрать любое место арбитража согласно Регламенту. На практике HKIAC администрировал арбитражи с местом не только в Гонконге, но и в материковом Китае, Сингапуре, Лондоне, Москве и штате Орегон, США.

В отсутствие соглашения сторон о месте арбитража в соответствии с Регламентом таким местом по умолчанию является Гонконг, если только состав арбитража не определил, что иное место является более подходящим.

На каком языке ведется разбирательство?

Если стороны ранее не согласовали язык арбитража, то они обязаны использовать английский или китайский язык до момента вынесения составом арбитража определения.

Если стороны не договорились об ином, состав арбитража после своего формирования определяет язык арбитражного разбирательства. Данный язык должен использоваться во всех письменных сообщениях и на всех слушаниях. Как правило, состав арбитража запросит мнение сторон по данном вопросу и может принять во внимание следующие факторы, а именно язык(-и):

  • релевантного(-ых) контракта(-ов) и письменных доказательств;
  • на котором(-ых) говорят стороны и их представители;
  • на котором(-ых) говорят любые потенциальные свидетели по фактическим обстоятельствам или эксперты;
  • на котором(-ых) говорят арбитры; и
  • применимых правил, положений и законодательства.

Состав арбитража может распорядиться, чтобы любые сопроводительные материалы, поданные на том языке, на котором они были составлены, сопровождались полным или частичным переводом на язык арбитражного разбирательства, который был согласован сторонами или определен составом арбитража.

Как назначаются арбитры?

В отсутствие соглашения сторон HKIAC принимает решение о том, передается ли дело на рассмотрение единоличному арбитру или трем арбитрам, с учетом обстоятельств дела. Принимая данное решение, HKIAC руководствуется такими факторами, как:

  • сумма спора;
  • сложность требований;
  • национальность сторон арбитражного соглашения;
  • любые релевантные обычаи делового оборота, бизнеса или профессии, имеющие место в споре;
  • наличие подходящих арбитров; и
  • срочность дела.

В случаях, когда стороны / боковые арбитры не назначили арбитра / председателя состава арбитража, такое назначение осуществляется HKIAC, который принимает во внимание широкий диапазон критериев, включая:

  • любые квалификации, согласованные сторонами;
  • любые квалификации или кандидаты, предложенные какой-либо из сторон;
  • личность сторон, их представителей и боковых арбитров (при наличии);
  • национальность сторон;
  • национальность арбитра, его место проживания, доступность;
  • предлагаемый гонорар арбитра;
  • природу и сложность спора, а также его сумму;
  • применимое право к контракту(-ам);
  • место арбитража;
  • язык арбитража и основного(-ых) контракта(-ов);
  • количество предыдущих назначений арбитра в администрируемых HKIAC делах; и
  • предыдущий опыт HKIAC с арбитром и любую обратную связь сторон.

Справочно.
HKIAC ведет несколько списков арбитров, включая Панель арбитров, состоящую из опытных арбитров, Список арбитров, состоящий из арбитров со значительным опытом в арбитраже, но меньшим опытом в качестве арбитров, и специализированные списки, такие как Панель чрезвычайных арбитров, Панель арбитров по спорам из финансовых услуг, Панель арбитров по спорам в интеллектуальной собственности, состоящие из экспертов в указанных областях. Хотя выбор сторон не ограничен арбитрами, включенными в списки, HKIAC при назначении арбитра, как правило, составляет список из трех подходящих кандидатов (обычно включающий хотя бы одного кандидата-женщину) преимущественно из списков арбитров HKIAC
В 2022 г. из 159 назначений арбитров HKIAC 70 (44 %) были назначены из Панели арбитров, 79 (49,7 %) ‒ из Списка арбитров, а 10 (6,3 %) назначенных HKIAC арбитров не состояли ни в Панели, ни в Списке.

Важно отметить, что назначения арбитров, осуществленные либо сторонами, либо боковыми арбитрами (за исключением назначений, сделанных самим HKIAC), подлежат подтверждению HKIAC, после чего такие назначения вступают в силу. HKIAC, принимая решение о подтверждении назначения арбитра, принимает во внимание любые комментарии сторон, любое раскрытие обстоятельств или комментарии арбитра, а также ряд иных факторов, в том числе:

  • обстоятельства, которые могут дать повод обоснованным сомнениям относительно беспристрастности или независимости арбитра;
  • наличие у арбитра квалификаций, согласованных сторонами;
  • возможность арбитра выполнять свои функции без задержки;
  • согласие арбитра на условия назначения в приложениях 2 или 3 к Регламенту; и
  • любые иные факторы, которые HKIAC считает релевантными для подтверждения назначения.

Могут ли арбитражные разбирательства HKIAC проводиться электронно?

Регламент поощряет эффективное использование технологий для оптимизации арбитражного разбирательства, а арбитражные разбирательства HKIAC могут проводиться в электронном виде.

Регламент прямо допускает, что любое письменное сообщение может быть доставлено посредством любого безопасного сетевого репозитария, согласованного сторонами для использования. В этой связи HKIAC представил онлайн-платформу для кейс-менеджмента – HKIAC Case Connect, которая бесплатно предоставляется всем пользователям в арбитражах HKIAC. В любом случае стороны и составы арбитража могут обмениваться сообщениями по электронной почте как с использованием, так и без использования HKIAC Case Connect.

Справочно.
HKIAC Case Connect функционирует на основе системы HighQ от Thomson Reuters, предлагает шифрование банковского уровня, время безотказной работы 99 % и круглосуточный мониторинг серверов. Платформа служит репозиторием, в который могут быть загружены все документы. Пользователи получают уведомления, когда файлы были загружены. Контактная информация всех участников арбитража фиксируется централизованно.
Стороны и составы арбитража могут коммуницировать в рамках HKIAC Case Connect, что устраняет необходимость во внешней коммуникации по электронной почте, или использовать платформу в сочетании с электронной почтой (например, коммуницировать по электронной почте, а документы загружать в HKIAC Case Connect).
Пользователи могут отслеживать сроки и даты в специальном календаре, который можно легко связать с Outlook. Ход арбитражного разбирательства можно проследить, поскольку все действия по делу регистрируются централизованно.

 HKIAC также предлагает ряд услуг по проведению виртуальных слушаний, включая:

  • систему видеоконференцсвязи на основе IP, поддерживающую несколько мест, и облачную систему видеоконференцсвязи, совместимую со всеми основными платформами видеоконференцсвязи;
  • систему аудиоконференцсвязи с высокоскоростным подключением к более чем 80 странам, поддерживающую до 30 линий;
  • онлайн- и офлайн-сервисы электронных пакетов;
  • сбор доказательств из нескольких медиаисточников в логическом и удобном для пользователя формате для представления доказательств на слушаниях;
  • локальные и удаленные услуги транскрипции в режиме реального времени в разных местах;
  • услуги синхронного и последовательного перевода с выездным или дистанционным обслуживанием;
  • специальное помещение, полностью оборудованное для виртуальных слушаний.

Справочно: 
В последние годы большинство слушаний HKIAC были проведены дистанционно. Например, в 2022 г. HKIAC провел 93 слушания. Из них 75 были проведены частично или полностью дистанционно, а 18 – физически в помещении HKIAC в Гонконге.

Подходит ли Регламент для сложных споров с множественностью сторон/контрактов?

Регламент комплексно регулирует вопросы о привлечении третьих лиц, объединении дел в одно производство, едином арбитраже по нескольким контрактам, а также о параллельных производствах.

Регламент детально регулирует присоединение дополнительных сторон как до, так и после формирования состава арбитража, устанавливая условия присоединения (prima facie связанность дополнительной стороны арбитражным соглашением или прямое согласие всех сторон (включая дополнительную сторону) на присоединение) и порядок обмена письменными позициями.

Регламент также охватывает объединение арбитражных разбирательств, позволяет заявление в одном разбирательстве требований, возникающих из или в связи с более чем одним договором, а также позволяет провести два или более арбитражных разбирательств в одно и то же время или непосредственно одно за другим при выполнении определенных условий (один и тот же состав арбитража и наличие общего вопроса права или факта в рамках всех разбирательств).

Содержит ли Регламент какие-либо положения применительно к финансированию арбитражного разбирательства третьим лицом? 

Регламент соответствует международным трендам и Постановлению об арбитраже касательно финансирования арбитража третьим лицом. Статья 44 Регламента устанавливает, что если заключено соглашение о финансировании, то финансируемая сторона обязана направить письменное уведомление всем остальным сторонам, составу арбитража, чрезвычайному арбитру и HKIAC о (1) факте заключения соглашения о финансировании; (2) личности финансирующего третьего лица; и (3) каких-либо изменениях в данных сведениях.

Более того, ст. 45.3(e) Регламента позволяет стороне отступить от обязательства по соблюдению конфиденциальности: сторона может раскрыть любую информацию относительно арбитражного разбирательства для целей привлечения или получения финансирования арбитражного разбирательствa за счет третьего лица.

Когда ожидать решения?

Как только арбитражное разбирательство будет объявлено завершенным, состав арбитража сообщит HKIAC и сторонам предполагаемую дату, к которой стороны поставят в известность о принятом решении. Дата вынесения решения не должна превышать 3 месяца с даты объявления составом арбитража о завершении всего разбирательства или соответствующей стадии арбитражного разбирательства. Данный срок может быть увеличен по соглашению сторон или, в соответствующих обстоятельствах, HKIAC.

Хотя невынесение составом арбитража решения к ожидаемой дате или в рамках трехмесячного срока прямо не влечет наложения каких-либо санкций, HKIAC внимательно следит за соблюдением сроков и учитывает своевременность вынесения арбитром решения при рассмотрении любого будущего назначения арбитра.

Возможно ли ускорить процесс?

Регламент прямо предусматривает Ускоренную процедуру. До формирования состава арбитража любая сторона вправе обратиться к HKIAC с ходатайством о том, чтобы арбитражное разбирательство проводилось в соответствии с Ускоренной процедурой при выполнении следующих альтернативных условий:

  • сумма спора, включающая в себя требования и встречные требования (или любое требование для целей зачета), не превышает сумму, установленную HKIAC, как указано на веб-сайте HKIAC* на дату подачи Уведомления об арбитраже; или
  • по соглашению сторон; или
  • в случаях исключительной срочности.

* На момент написания статьи установленная сумма составляет 25 млн гонконгских долларов (ориентировочно 3,2 млн долл. США)

Справочно.
Тот факт, что сторона не обратилась в HKIAC с ходатайством о применении Ускоренной процедуры до формирования состава арбитража, не препятствует ей просить состав арбитража после его формирования провести арбитражное разбирательство в соответствии с Ускоренной процедурой. Состав арбитража вправе принимать подходящие процедуры для проведения арбитража, чтобы избежать ненужных задержек или расходов. Он может ускорить арбитраж, например, приняв сжатый процессуальный график, ограничив количество или объем письменных позиций или решив спор только на основании документов или любым другим способом, который он сочтет целесообразным.

Применение Ускоренной процедуры влечет за собой, среди прочего, (1) рассмотрение спора единоличным арбитром (если стороны не договорились об ином в арбитражном соглашении и отказались от предложения HKIAC согласиться на рассмотрение спора единоличным арбитром); (2) возможное сокращение предусмотренных Регламентом сроков; (3) исключительно один раунд обмена процессуальными позициями; (4) разрешение спора только на основании документов (если состав арбитража не признает целесообразным проведение одного или нескольких слушаний); (5) срок вынесения решения – 6 месяцев с даты передачи HKIAC дела составу арбитража; (6) любые мотивы арбитражного решения излагаются в краткой форме, если стороны не договорятся о том, что мотивы не излагаются.

Есть ли процедура, разрешающая явно необоснованные вопросы права или факта?

Регламент также предусматривает процедуру досрочного определения. Состав арбитража вправе по требованию любой из сторон и после консультаций со всеми остальными сторонами принять решение по одному или нескольким вопросам права или факта в рамках процедуры досрочного определения на основании того, что:

(a) такие вопросы права или факта являются явно необоснованными; или

(b) такие вопросы права или факта явно выходят за рамки юрисдикции состава арбитража; или

(c) даже если такие вопросы права или факта были поставлены другой стороной и презюмируются решенными в ее пользу, решение в пользу такой стороны все равно не может быть вынесено.

Сначала состав арбитража решает, удовлетворять ли требование о проведении процедуры досрочного определения (в течение 30 дней с даты подачи требования). Далее, если состав арбитража удовлетворяет требование, он выносит приказ или решение, которое может быть изложено в краткой форме, по соответствующим вопросам права или факта (в течение 60 дней с даты решения о принятии требования к рассмотрению).

Сколько стоит арбитражное разбирательство согласно Регламенту?

Денежные обязательства сторон начинаются с уплаты невозвратного регистрационного сбора, в настоящее время составляющего 8000 гонконгских долларов (1020 долл. США)*, который подлежит уплате истцом при подаче Уведомления об арбитраже. Обращаем внимание, что уплата регистрационного сбора должна быть осуществлена в гонконгских долларах. Суммы в валютах, отличных от гонконгских долларов, будут конвертированы в гонконгские доллары по обменному курсу, опубликованному HSBC на дату подачи Уведомления об арбитраже.

* Все значения приведены в долларах США и являются примерными в силу меняющегося курса валют Банковской корпорации Гонконга и Шанхая (HSBC).

Арбитражные расходы также включают, среди прочего, гонорары состава арбитража и административные сборы HKIAC, которые, как правило, вносятся в равных долях истцом и ответчиком в течение 30 дней с момента получения запроса HKIAC на оплату аванса на покрытие издержек.

Если аванс не будет полностью оплачен в указанный срок, HKIAC сообщает о такой неоплате сторонам для того, чтобы одна или несколько сторон могли произвести требуемый платеж. Если такой платеж не будет произведен, то состав арбитража вправе вынести приказ о приостановлении или прекращении арбитражного разбирательства или продолжить арбитражное разбирательство в отношении определенного требования или встречного требования на усмотрение состава арбитража.

Административный сбор HKIAC рассчитывается ad valorem (исходя из суммы спора) в соответствии с Приложением 1 к Регламенту.

Что касается метода расчета гонорара состава арбитража, то Регламент предоставляет сторонам выбор с целью увеличения гибкости и эффективности затрат.

В соответствии со ст. 10 Регламента гонорары и издержки состава арбитража определяются согласно:

  •  почасовой ставке с пределом в 6500 гонконгских долларов (около 830 долл. США) согласно Приложению 2 к Регламенту; или
  •  шкале гонораров, основанной на сумме спора в соответствии с Приложением 3 к Регламенту.

Стороны договариваются о методе определения гонораров и издержек состава арбитража и сообщают HKIAC о согласованном методе в течение 30 дней с даты получения ответчиком Уведомления об арбитраже. Если стороны не договорились о применимом методе, то гонорары и издержки состава арбитража устанавливаются в соответствии с почасовой ставкой (Приложение 2). В случае коллегиального состава арбитража применимой ставкой для каждого арбитра является ставка, согласованная между таким арбитром и назначившей его стороной. В случае единоличного арбитра или председателя состава арбитража – ставка, согласованная таким арбитром и сторонами. В случае, когда ставка не согласована или когда HKIAC назначает арбитра, HKIAC вправе самостоятельно определить ставку такого арбитра, принимая внимание следующие факторы:

  • обычная почасовая ставка арбитра;
  • сложность спора;
  • потенциальная загруженность арбитра;
  • роль арбитра (единоличный арбитр, председатель состава арбитража, боковой арбитр);
  • необходимость проведения арбитражного разбирательства более чем на одном языке; и
  • любые иные релевантные факторы.

При выборе того или иного метода определения гонорара арбитров необходимо принимать во внимание такие ключевые факторы, как сумма и сложность спора.

Так, при высокой сумме спора (например, 50 млн долл. США), но при отсутствии каких-либо сложных вопросов права или факта может иметь смысл договориться о рассмотрении спора единоличным арбитром и о применении метода почасовой ставки. Даже если арбитр зафиксирует максимально возможный показатель почасовой ставки, допустимый Регламентом (830 долл. США), ему пришлось бы отработать более 260 часов, чтобы достигнуть гонорара, который уплачивался бы в случае применения метода ad valorem согласно Приложению 3 к Регламенту (220 000 долл. США).

В то же время если дело является сложным, но сумма спора невысока, то может иметь смысл применить метод расчета гонорара арбитра ad valorem согласно Приложению 3 к Регламенту. Например, если сумма спора 500 000 долл. США, но дело является сложным (например, состав арбитража из трех арбитров, несколько слушаний, объемные письменные позиции, показания свидетелей и экспертов и т.д.), максимально возможный показатель гонорара арбитров согласно Приложению 3 к Регламенту составил бы 31 800 долл. США. При этом в случае максимальной почасовой ставки в 830 долл. США и скромного расчета в 100 рабочих часов на каждого арбитра гонорары бы существенно увеличились по сравнению с максимально возможным гонораром согласно Приложению 3 к Регламенту.

HKIAC предоставляет онлайн-калькулятор для оказания помощи сторонам в оценке гонораров арбитров и административного сбора HKIAC в соответствии с Регламентом, с учетом некоторых изменений.

Что еще необходимо принять во внимание при арбитраже в Гонконге?

Особенность, которая делает Гонконг еще более привлекательной юрисдикцией для спорящих сторон, – Соглашение о взаимном содействии в принятии судебных обеспечительных мер в помощь арбитражному разбирательству судами материкового Китая и специального административного района Гонконг (далее – Соглашение об обеспечительных мерах).

Соглашение об обеспечительных мерах вступило в силу с 01.10.2019 и служит правовой основой для судов материкового Китая при вынесении обеспечительных мер в отношении арбитражных разбирательств с местом арбитража в Гонконге, что представляет собой прорыв в китайском законодательстве, поскольку ранее суды материкового Китая могли принимать обеспечительные меры в отношении арбитражных разбирательств, проводимых только на территории материкового Китая. Стороны арбитражей, подпадающих под Соглашение об обеспечительных мерах, могут подавать заявления о принятии постановлений о сохранении активов, доказательств в судах материкового Китая. С момента вступления в силу Соглашения об обеспечительных мерах активы стоимостью более 2,3 млрд долл. США были заморожены на территории материкового Китая. Гонконг – единственная крупная арбитражная юрисдикция, заключившая такое соглашение с материковым Китаем. Оно обеспечивает эффективный механизм для замораживания активов или защиты интересов в материковом Китае до завершения арбитражного разбирательства.

В силу Соглашения об обеспечительных мерах любая сторона арбитражного разбирательства с местом арбитража в Гонконге или администрируемого HKIAC или иным квалифицированным арбитражным институтом* может до вынесения арбитражного решения обратиться в компетентный суд материкового Китая с заявлением о принятии обеспечительных мер в отношении арбитражного разбирательства согласно применимым правилам материкового Китая. Согласно китайскому праву такое заявление может быть направлено в Промежуточный народный суд материкового Китая по месту жительства стороны, против которой подается заявление, или по месту нахождения имущества или доказательств.

* На момент написания статьи такими институтами являются Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия Гонконгский арбитражный центр (CIETAC Hong Kong Arbitration Center), Международный онлайн-центр разрешения споров eBRAM, Группа морского арбитража Гонконга, Международный арбитражный суд Международной торговой палаты – офис Азии, Южно-китайский международный арбитражный центр (Гонконг) и Азиатско-африканская юридическая консультативная организация Гонконгский региональный арбитражный центр.

Общая процедура подачи заявления о принятии обеспечительных мер в суде материкового Китая в арбитраже с местом в Гонконге и администрируемым HKIAC в соответствии с Соглашением об обеспечительных мерах заключается в следующем.

Подача заявления о принятии обеспечительных мер до начала арбитражного разбирательства:

  1. сторона подает заявление непосредственно в компетентный суд материкового Китая;
  2. если суд удовлетворяет заявление, сторона начинает арбитраж в HKIAC и просит HKIAC выдать Письмо о принятии иска;
  3. HKIAC может либо направить Письмо о принятии иска суду материкового Китая (если суд просит об указанном), либо выдать Письмо о принятии иска заявителю, который далее подает его в суд материкового Китая. Данное Письмо должно быть подано в суд в течение 30 дней после того, как обеспечительная мера принята. В противном случае суд отменит обеспечительную меру.

Подача заявления о принятии обеспечительных мер после начала арбитражного разбирательства:

  1. после начала арбитража сторона просит HKIAC выдать Письмо о принятии иска, адресованное суду материкового Китая, указанному в заявлении;
  2. HKIAC может либо направить Письмо о принятии иска суду материкового Китая (если суд просит об указанном), либо выдать такое письмо заявителю, который далее подает его вместе с заявлением о принятии обеспечительных мер в суд материкового Китая;
  3. суд материкового Китая либо удовлетворяет, либо отказывает в удовлетворении заявления.

HKIAC играет важную роль в содействии рассмотрению заявлений в соответствии с Соглашением об обеспечительных мерах и является единственным учреждением, публикующим статистические данные в этом отношении. На момент написания статьи HKIAC обработал 93 заявления, включая заявления о сохранении активов стоимостью около 3,5 млрд долл. США в материковом Китае. HKIAC известно о 67 решениях судов материкового Китая, из которых в 63 случаях заявления о сохранении активов в случае предоставления заявителем надлежащего обеспечения были удовлетворены, а в 4 случаях – в удовлетворении заявлений отказано. Общая стоимость сохраненных активов 63 решениями составила 15,7 млрд юаней (примерно 2,3 млрд долл. США).

Последнее
по теме