Что представляют собой наиболее значимые арбитражные институты Казахстана?
В соответствии со ст. 1 Конституционного закона Республики Казахстан от 07.12.2015 № 438-V «О Международном финансовом центре «Астана» Международный финансовый центр «Астана» (далее – МФЦА) – территория в пределах города Астаны с точно обозначенными границами (Границы МФЦА можно посмотреть здесь), определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере. Правовой режим МФЦА отличается гибким корпоративным регулированием, льготным налоговым режимом, валютным регулированием, наличием фондовой биржи и т.д. В рамках МФЦА действуют Суд МФЦА и МАЦ.
Справочно.
Суд МФЦА не входит в судебную систему Республики Казахстан, а в своей деятельности, помимо актов МФЦА, руководствуется процессуальными принципами и нормами Англии и Уэльса. Председателем Суда МФЦА является Лорд Манс, бывший судья Верховного суда Великобритании, а судейский корпус состоит из 12 британских юристов, включая барристеров QC и бывших судей.
МАЦ является одним из органов МФЦА и администрирует споры на основании Правил арбитража и медиации МАЦ 2018 (далее – Правила МАЦ). Председателем МАЦ является Барбара Доманн КC.
Арбитражный центр «Атамекен» является фактическим правопреемником созданного в 1995 г. Международного арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Республики Казахстан и выполняет функции компетентного органа со стороны Республики Казахстан для выполнения функций, предусмотренных в ст. 4 Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г.
Как начать арбитражное разбирательство в арбитражных институтах Казахстана?
В МАЦ истец предоставляет регистратору и ответчику прошение об арбитражном разбирательстве в электронном формате посредством онлайн-платформы (система электронного правосудия МФЦА eJustice), которая, помимо прочего, предоставляет возможность сторонам и арбитрам отслеживать ход арбитражного разбирательства, подавать документы, проводить заседания онлайн и т.п. Прошение должно содержать краткое изложение предмета спора, искового требования истца, копию или ссылку на арбитражное соглашение, изложение процессуальных вопросов, подтверждение факта оплаты регистрационного сбора.
По общему правилу датой начала арбитража в МАЦ является день, когда Регистратором получено Прошение, в значительной степени соответствующее установленным требованиям.
Справочно.
В МАЦ при первой возможности после утверждения состава арбитража последний обязуется провести со сторонами конференцию по вопросам кейс-менеджмента, в рамках которой может быть утверждено расписание.
В Арбитражном центре «Атамекен» истец подает исковое заявление, которое должно содержать детальное изложение и расчет требований, правовых норм и фактических обстоятельств и их обоснование, а также документы, подтверждающие оплату как регистрационного, так и арбитражного сбора.
Как выбрать язык разбирательства?
Стороны могут согласовать язык арбитражного разбирательства, но в отсутствие такого соглашения язык арбитражного разбирательства определит арбитражный институт.
В МАЦ состав арбитража определяет язык разбирательства с учетом обстоятельств дела и основной цели, в то время как в Арбитражном центре – в зависимости от языка иска либо арбитражного соглашения.
В Арбитражном центре исковое заявление и прилагаемые документы должны быть представлены на казахском или русском языке, а в случае предоставления на иных языках истец обеспечивает их нотариально заверенный перевод.
В МАЦ в случае предоставления стороной документов на языке, отличном от языка разбирательства, состав суда или Регистратор может поручить предоставить документ в форме, определенной составом арбитража.
Как определяется количество и кандидатуры арбитров?
В соответствии с Правилами МАЦ в отсутствие соглашения сторон о количественном составе арбитров разбирательством должен заниматься единоличный арбитр, если только сложность иска не требует привлечения троих арбитров. В Арбитражном центре «Атамекен», в свою очередь, в отсутствие соглашения сторон спор рассматривают три арбитра.
Стороны могут согласовать процедуры назначения состава арбитража, в том числе в виде подачи ходатайства на имя Председателя МАЦ. В рамках МАЦ существует реестр арбитров и медиаторов, включающий 42 арбитра из стран Евросоюза, Гонконга, Японии, Индии, Казахстана, России, Сингапура, Великобритании, Украины, США и Китая. Из данного реестра Председатель МАЦ осуществляет назначения в случае, если этого не сделали стороны в установленные Правилами сроки.
В рамках Арбитражного центра «Атамекен» также существует реестр арбитров, включающий 127 арбитров, в том числе иностранных. В случае избрания в качестве арбитра лиц, не включенных в реестр, последние должны отвечать конкретным требованиям Закона Республики Казахстан от 08.04.2016 № 488-V «Об арбитраже» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.01.2019) (далее – Закон) и Регламента Арбитражного центра.
В частности, Закон (ст. 13) содержит следующие требования к арбитрам:
1) возраст – от 30 лет;
2) высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;
3) единоличный арбитр и арбитр-председатель должны иметь высшее юридическое образование.
Насколько институты отвечают «цифровым» потребностям?
Правила МАЦ предусматривают, что любое письменное сообщение может быть доставлено лично или передано любым иным способом (включая электронный метод), обеспечивающий учет доставки письменного сообщения. В рамках МФЦА существует система электронного правосудия eJustice, через которую могут быть поданы иски. В целом данная платформа является достаточно эффективной и секретариат МАЦ оказывает всевозможную поддержку по работе с этой системой.
Регламент Арбитражного центра «Атамекен» более консервативен и предусматривает, что исковые заявления, арбитражные решения, уведомления и определения (кроме уведомлений и определений об отложении дела) направляются заказным письмом с уведомлением. Согласно Регламенту подача искового заявления может осуществляться в электронной форме, если оно удостоверено электронной цифровой подписью.
В какой срок можно получить решение?
В МАЦ решение арбитражного суда, как правило, должно быть вынесено не позднее 6 месяцев с даты передачи дела в арбитражный суд, однако регистратор имеет право продлить этот срок по просьбе состава арбитража. Отметим, что секретариат МФЦА предпринимает все возможные меры и оказывает содействие сторонам и арбитрам для завершения арбитражного разбирательства в кратчайшие сроки.
В Арбитражном центре состав арбитража принимает меры к тому, чтобы срок арбитражного разбирательства и вынесения арбитражного решения не превышал 60 календарных дней с момента его формирования, однако он может быть продлен исходя из сложности дела. На практике срок рассмотрения дела продлевается, если это требуется для эффективного рассмотрения спора и предоставления сторонам возможности представить свою позицию.
Возможно ли ускоренное рассмотрение дела?
Регламент МАЦ предусматривает ускоренный порядок:
1) если сумма спора в совокупности не превышает сумму, эквивалентную 5 000 000 долларов США, включая сумму иска, встречного иска и защиты путем зачета встречных требований;
2) если стороны согласны на это;
3) в случаях чрезвычайной срочности.
Однако фактически сроки рассмотрения дела очень близки к стандартной (не ускоренной) процедуре.
В рамках ускоренного порядка осуществления арбитражного производства дело направляется единоличному арбитру (если Председатель МАЦ не примет иного решения), может быть принято решение о рассмотрении дела без проведения слушаний. При этом срок вынесения решения – 6 месяцев с даты формирования состава арбитража (в исключительных обстоятельствах регистратор может продлить срок), а решение выносится в форме краткого заключения (“summary”).
В целом на практике рассмотрение дела в ускоренном производстве предоставляет сторонам эффективную возможность для представления своей позиции по делу.
Регламент Арбитражного центра «Атамекен» не предусматривает ускоренную процедуру, однако арбитражное разбирательство, все или часть заседаний по делу по соглашению сторон могут проводиться на основе только письменных материалов, без проведения устного слушания. Состав арбитража назначает устное слушание, если установит, что представленные материалы являются недостаточными для разрешения спора по существу.
Насколько регламенты гибкие для сложных споров?
В МАЦ предусмотрена возможность подавать иски, вытекающие из или возникающие в связи с исполнением более чем одного контракта в рамках одного арбитражного разбирательства. Однако любая сторона может возражать против рассмотрения всех исков в рамках одного арбитражного разбирательства. Такое возражение должно быть направлено в максимально возможный короткий срок. Также Правила МАЦ предусматривают, что состав арбитража может принять решение об объединении дел при соблюдении определенных критериев (соглашение сторон, идентичность или совместимость арбитражных соглашений) и с учетом этапа находящегося на рассмотрении производства, эффективности и оперативности разбирательства, иных обстоятельств.
В Арбитражном центре «Атамекен» объединение дел и рассмотрение требований из множественных контрактов не предусмотрено.
Какова «цена» арбитражного разбирательства?
МАЦ не взимал судебные сборы за подачу заявлений, администрирование и проведение слушаний до 01.10.2022. Все стороны контракта, подписанного до указанной даты с оговоркой о том, что разрешение споров будет производиться в МАЦ, будут вправе получить услуги по администрированию процесса разрешения споров в МАЦ, возникших в рамках данного контракта, на безвозмездной основе до и после 01.10.2022.
Ожидается, что до конца сентября Председателем МАЦ будет утверждена Практическая инструкция относительно арбитражных сборов и расходов. Примечательно, что в МАЦ стороны несут солидарную ответственность за расходы по арбитражному разбирательству, а в отсутствие поручения регистратора об ином аванс на арбитражные расходы оплачивается в равных долях истцом и ответчиком.
Приблизительный размер расходов в Арбитражном центре «Атамекен» можно рассчитать с помощью калькулятора сбора. Для начала арбитражного разбирательства необходимо уплатить регистрационный и арбитражный сбор. Регистрационный сбор составляет около 127 долл. США
Справочно.
Все значения арбитражных сборов и расходов Арбитражного центра «Атамекен» приведены в долларах США по курсу Национального банка Республики Казахстан по состоянию на 12.09.2022, составляющему 473,35 тенге).
Арбитражный сбор при цене иска, например, в 63 378 долл. США будет составлять около 1796 долл. США.
Справочно.
Арбитражный центр может по заявлению истца предоставить ему рассрочку уплаты арбитражного сбора, однако первоначальный взнос должен быть не ниже 50% от общей суммы арбитражного сбора, а полная сумма арбитражного сбора должна быть уплачена до ухода состава арбитража для вынесения арбитражного решения.
Что еще учитывать при выборе арбитражных институтов Казахстана для разбирательства?
В отношении МАЦ необходимо отметить, что арбитражное разбирательство и деятельность МАЦ регулируются не Законом, а отдельным актом МФЦА – Арбитражным регламентом МФЦА, утвержденным постановлением Совета по управлению МФЦА от 05.12.2017. Кроме того, вопросы обжалования и исполнения арбитражных решений на территории МФЦА регламентированы актами МФЦА, регулирующими деятельность Суда МФЦА – отдельного судебного органа, который не является частью судебной системы Казахстана и руководствуется при рассмотрении дел действующим правом МФЦА и собственными судебными прецедентами, а также прецедентами судов других юрисдикций общего права.
К таким актам МФЦА относятся, в частности, Регламент суда МФЦА, утвержденный постановлением Совета по управлению МФЦА от 05.122017, и Правила суда МФЦА от 01.01.2018.
Суд МФЦА состоит из 9 судей, все из которых являются действующими или бывшими судьями высших судов Англии и имеют огромный опыт в рассмотрении споров с применением английского права.
При этом процедура признания и приведения в исполнение арбитражных решений в суде МФЦА в целом более соответствует общепризнанной международной практике по данному вопросу по сравнению с процедурой, предусмотренной в законодательстве Казахстана, а само заявление о признании и приведении в исполнение арбитражных решений рассматривается в течение нескольких дней.
За пределами Казахстана решения МАЦ и Арбитражного центра «Атамекен» исполняются с учетом соответствующих международных соглашений (включая Нью-Йоркскую конвенцию 1958 г.) и местного законодательства.
Как правильно выбирать арбитражный институт при помощи арбитражной оговорки?
Для рассмотрения дела в соответствующем арбитражном институте Казахстана необходимо в договоре указывать правильное название конкретного арбитражного института. Для этих целей целесообразно использовать типовые арбитражные оговорки. Простой отсылки к арбитражному институту «по месту нахождения истца» может оказаться недостаточно.
Справочно.
Типовая оговорка МАЦ содержится по ссылке: https://iac.aifc.kz/ru/model_clauses/
Типовая оговорка Арбитражного центра «Атамекен» содержится по ссылке https://aca.kz/pages/view/tipovaya-arbitrazhnaya-ogovorka
Так, в Республике Беларусь и Российской Федерации имеется практика отказа в признании и приведении в исполнение решений казахстанских международных арбитражных судов.
Пример 1:
Постановлением судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (далее – СКЭД) от 15.12.2020 по делу № 5-18их/2020/1201К отказано в признании и приведении в исполнение решения ТОО «Казахстанский международный арбитражный & третейский суд» на основании противоречия публичному порядку Республики Беларусь.
СКЭД усмотрела нарушение в том, что арбитражный суд, не обосновав применение норм Гражданского кодекса Республики Казахстан (хотя коллизионные нормы как белорусского, так и казахстанского законодательства указывали на применение белорусского права), допустил «нарушение одного из основополагающих принципов арбитражного разбирательства (принципа законности), повлекшее несоблюдение принципа верховенства права при рассмотрении спора». Также была оценена арбитражная оговорка, согласно которой стороны предусмотрели разрешение споров в «арбитражном суде по месту нахождения истца». СКЭД, приняв во внимание тот факт, что на момент постановления в Республике Казахстан действовало 18 постоянно действующих арбитражей, 9 из которых в своем наименовании имели указание на арбитражный суд, пришла к выводу о том, что стороны в договоре не достигли однозначного соглашения о передаче возникшего спора на рассмотрение непосредственно ТОО «Казахстанский международный арбитражный & третейский суд».
Пример 2:
Предметом оценки Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ) стала схожая арбитражная оговорка, содержащаяся в договоре между российской и казахстанской компанией: «Все споры между сторонами, которые не были разрешены в претензионном порядке, подлежат разрешению в арбитражном суде по месту нахождения истца в соответствии с законодательством страны арбитражного судопроизводства».
ВС РФ в Определении № 301-ЭС18-244 от 24.05.2019 по делу № А31-7930/2018 пришел к выводу, что «спорный договор поставки не содержит положения о передаче споров, вытекающих из этого договора, на рассмотрение третейского суда, международного коммерческого арбитража, как в целом, так и конкретного арбитражного центра, рассмотревшего дело, переписка сторон или обмен документами, подтверждающими заключение такого соглашения, также отсутствуют», и отказал в удовлетворении заявления о признании и приведении в исполнение решения Арбитражного центра «Атамакен».