Новации Арбитражного регламента ICC – 2021

В январе 2021 г. была опубликована новая редакция Арбитражного регламента Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, или ICC), который вступил в силу с 01.01.2021. 

Международный арбитражный суд ICC является одним из крупнейших и авторитетнейших международных арбитражных учреждений. Белорусские юридические лица и предприниматели достаточно часто включают в свои контракты арбитражные оговорки о рассмотрении споров в соответствии с Арбитражным регламентом ICC. Поэтому полагаем, что обзор этих новаций будет полезным.

Сысуев Тимур
Сысуев Тимур

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Судебная защита. Бизнес и хозяйство», доцент кафедры гражданского процесса и трудового права юридического факультета БГУ

Черныш Юлия
Черныш Юлия

Юрист, помощник адвоката АБ «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч»

Предыдущая редакция Арбитражного регламента ICC (далее — Регламент) действовала с 2017 г. Международная торговая палата постоянно совершенствует Регламент, пытаясь оперативно учитывать тренды развития международного коммерческого арбитража и потребности участников арбитражных процессов.

По сравнению с предыдущей редакцией в Регламент внесены следующие основные изменения.

Процессуальные документы представляются в электронном виде 

Согласно ранее действовавшей редакции Регламента все письменные сообщения и приложения к ним, включая заявление об арбитраже, отзыв на заявление и иные процессуальные документы, должны были направляться в бумажной форме в количестве копий, достаточном для предоставления по одному экземпляру каждой стороне, каждому арбитру и Секретариату Суда ICC.

В соответствии с новой редакцией Регламента с учетом содержания пп. 7, 10 Пояснений для сторон и составов арбитража по ведению арбитражного процесса, которые являются практическим руководством по ее применению (далее — Пояснения к Регламенту)*, по общему правилу заявление об арбитраже, отзыв на заявление, встречные требования, заявление о присоединении дополнительной стороны должны направляться Секретариату посредством электронной почты (на адрес: arb@iccwbo.org) без предоставления письменных (то есть бумажных) копий. Но если направляющая сторона просит Секретариат доставить вышеуказанные документы противоположной стороне под расписку, заказным письмом или курьером, то документы необходимо направить в один из офисов Секретариата в количестве копий, достаточном для предоставления по одному экземпляру каждой стороне, каждому арбитру и Секретариату (п. 1 ст. 3, п. 4 (b) ст. 4, п. 3 ст. 5, п. 3 ст. 7 Регламента). При этом даже если состав арбитража в ходе арбитражного разбирательства потребует от стороны предоставления какого-либо сообщения (документа) в печатном виде, направлять такой документ в письменном виде также Секретариату не требуется.

* Note to Parties and Arbitral Tribunals on the Conduct of the Arbitration — 01-01-2021 (English version). — Режим доступа: https://iccwbo.org/publication/note-parties-arbitral-tribunals-conduct-arbitration/. — Дата доступа: 15.02.2021.

Пункт 11 Пояснений подчеркивает, что Секретариат осуществляет коммуникацию с участниками процесса по электронной почте, если иное не требуют обстоятельства. Стороны, представители и потенциальные арбитры должны предоставить Секретариату адреса электронной почты. 

Дополнительное основание прямого назначения арбитров Судом ICC

Регламент традиционно предусматривает случаи, когда арбитр(-ы) назначаются напрямую Судом ICC.

В новой редакции Регламента полномочия Суда ICC по назначению арбитров существенно расширены: независимо от любого соглашения сторон о порядке формирования состава арбитража в исключительных обстоятельствах Суд ICC может назначить любого члена состава арбитража, чтобы нивелировать существенный риск неравного отношения и несправедливости, которые могут повлиять на действительность арбитражного решения (п. 9 ст. 12 Регламента).

Справочно.
В п. 43 Пояснений к Регламенту приведен конкретный пример, когда Суд ICC может назначить арбитров по данному основанию: если арбитражное соглашение предусматривает, что одна из сторон вправе в одностороннем порядке назначить состав арбитража и такое назначение не допускается законодательством места арбитража.

В каких иных случаях Суд ICC будет пользоваться своим правом назначения арбитров и какие обстоятельства будут квалифицированы Судом ICC как создающие риск неравенства сторон и несправедливости, которые могут повлиять на действительность арбитражного решения, — покажет практика.

Требования к гражданству арбитров

В предыдущей редакции Регламента содержалось правило, согласно которому единоличный арбитр и председатель коллегиального состава арбитража (независимо от порядка их избрания или назначения) не могут быть гражданином той же страны, к которой принадлежит любая из сторон.

В новой редакции Регламента такое правило установлено лишь в отношении единоличного арбитра или председателя состава арбитража, напрямую назначаемого Судом ICC. Но при этом в Регламенте сохранена и ранее существовавшая оговорка, согласно которой при соответствующих обстоятельствах и в случае отсутствия возражений сторон это ограничение не применяется и единоличный арбитр или председатель состава арбитража может быть гражданином той же страны, к которой принадлежит одна из сторон (п. 5 ст. 13 Регламента). 

Справочно.
В п. 44 Пояснений к Регламенту указано, что возможность назначить арбитра, являющегося гражданином той же страны, к которой принадлежат стороны, обычно не используется, когда стороны хотя и относятся к одной стране, но спор носит международный характер (например, одна из сторон является SPV* или местным подразделением международной группы компаний).
* SPV (англ. Special Purpose Vehicle) — используемый в бизнес-практике термин для обозначения компании, созданной для достижения каких-либо специальных целей (например, для реализации конкретного инвестиционного проекта).  

В силу нового п. 6 ст. 13 Регламента, если стороны не договорились об ином, ни один арбитр не может быть гражданином той же страны, к которой принадлежит любая из сторон, если арбитражное соглашение, на котором основано арбитражное разбирательство, вытекает из международного публично-правового договора (например, международного договора о защите инвестиций). Данное правило учитывает специфику споров, основанных на арбитражном соглашении, вытекающих из международных договоров, и необходимость возможной оценки при их разрешении политических актов государства и его нормативного регулирования.

Представительство сторон

Статья 17 Регламента, ранее именовавшаяся «Подтверждение полномочий», теперь носит название «Представление  интересов сторон» и дополнена рядом новых положений. 

Новые нормы Регламента возлагают на стороны обязанность информировать Секретариат, состав арбитража и другую сторону о любом изменении в составе своих представителей. 

Справочно.
В п. 13 Пояснений к Регламенту указано, что после формирования состава арбитража сторонам следует воздерживаться от назначения новым представителем лица, которое имеет какую-либо взаимосвязь с арбитром, ставящую под сомнение независимость и беспристрастность последнего.

Состав арбитража вправе принять любые меры, необходимые для предотвращения конфликта интересов, возникающего в результате изменения состава представителей сторон, включая отстранение новых представителей сторон 

от участия в арбитражном разбирательстве (п. 2 ст. 17 Регламента). При этом сторонам предварительно предоставляется возможность высказать в письменной форме свои комментарии по этому вопросу.

В п. 15 Пояснений к Регламенту детализировано, какие обстоятельства оцениваются составом арбитража при принятии решения об отстранении нового представителя стороны:

— способность стороны, назначившей нового представителя, представить свою позицию надлежащим образом в отсутствие этого представителя;

— стадия процесса, на которой назначен новый представитель; 

— угроза срыва арбитража, которая может возникнуть в результате участия нового представителя ввиду удовлетворения заявления стороны об отводе одного или нескольких арбитров.

Данные изменения Регламента направлены на повышение эффективности арбитражного процесса и минимизацию рисков его задержек вследствие назначения стороной такого представителя, участие которого в процессе создает конфликт интересов для кого-либо из арбитров. Предоставление составу арбитража права на отстранение нового представителя в связи с наличием конфликта интересов соответствует принципу процессуальной экономии, поскольку замена в этом случае арбитра может влечь необходимость рассмотрения дела с самого начала, а замена представителя таких последствий не влечет (особенно если интересы стороны представляют несколько представителей). Кроме того, данные изменения направлены и на минимизацию рисков последующей отмены арбитражного решения, вынесенного арбитрами при наличии конфликта интересов. 

Возможность удаленного участия в устных слушаниях 

Текущая эпидемиологическая ситуация неизбежно влечет пересмотр сложившихся подходов к организации проведения устных слушаний. 

В п. 1 ст. 26 Регламента добавлено положение о том, что состав арбитража после обсуждения со сторонами и на основе фактов и обстоятельств дела может принять решение о проведении любого слушания посредством физического присутствия или удаленно с помощью видеоконференции, телефона или других подходящих средств связи (удаленные слушания).

Таким образом, Регламентом преду-смотрена возможность проведения слушаний удаленно, но решение о порядке проведения слушаний по каждому делу принимает состав арбитража в зависимости от того, позволяют ли обстоятельства дела и иные факты провести слушания без физического присутствия сторон.

В п. 99 Пояснений к Регламенту содержится перечень обстоятельств, которые должны учитываться составом арбитража при принятии соответствующего решения: существо слушаний; имеются ли ограничения для поездок; запланированная продолжительность слушаний; количество участников, свидетелей и экспертов, подлежащих опросу; объемность и сложность дела; необходимость надлежащей подготовки сторон к слушаниям; затраты и экономия, которая может иметь место при использовании виртуальных средств связи; повлечет ли перенос слушаний неоправданные или чрезмерные задержки рассмотрения дела и др.

Справочно.
Решение о проведении слушаний удаленно может быть принято составом арбитража и при отсутствии соответствующего соглашения сторон, а также в случае наличия у сторон возражений. Такое решение должно быть мотивировано арбитрами, и при его принятии дополнительно оценивается исполнимость окончательного арбитражного решения, принятого при проведении удаленных слушаний (п. 100 Пояснений к Регламенту).

Хотя в ст. 26 Регламента не предусмотрены конкретные процедурные правила принятия составом арбитража решения о порядке проведения слушаний, полагаем, что сторона может на любой стадии процесса до начала слушаний обратиться к составу арбитража с ходатайством о проведении удаленных слушаний. Полагаем также, что, если процессуальный график рассмотрения дела, утвержденный процессуальным приказом арбитров, предполагает проведение нескольких слушаний, удаленно могут быть проведены лишь некоторые из них. 

Нерешенным остается вопрос, может ли состав арбитража принять решение об участии в слушаниях удаленно только одной из сторон, если при этом сами арбитры и другая сторона намерены присутствовать на слушаниях физически. Полагаем, что это невозможно, поскольку Регламентом предусмотрено проведение удаленно слушаний в целом, что, на наш взгляд, подразумевает удаленное участие всех участников процесса. Кроме того, очное участие в слушании только одной из сторон может впоследствии быть истолковано как нарушение принципа равенства сторон, предоставление одной из сторон необоснованной привилегии и повлечь отмену арбитражного решения.

Обстоятельствами, которые состав арбитража должен учитывать при принятии решения о проведении слушаний удаленно в целях обеспечения равного отношения к сторонам и предоставления каждой стороне полной возможности изложить свои доводы и аргументы, являются местонахождение участников, часовые пояса, участие в слушаниях переводчиков, принятый порядок исследования доказательств, используемые процедуры идентификации участников процесса и т.д. (п. 102 Пояснений к Регламенту).

Новые правила присоединения дополнительной стороны

Один из современных трендов развития международного коммерческого арбитража — создание правил процедуры для ведения арбитражных процессов с несколькими сторонами (многостороннего арбитража). Достигается эта цель путем закрепления в арбитражных регламентах правил о возможности присоединения к процессу дополнительной стороны и об объединении арбитражных разбирательств.

Ранее действовавший Регламент уже предусматривал присоединение к процессу дополнительной стороны, однако ограничивал хронологические рамки подачи стороной соответствующего заявления моментом утверждения или назначения любого арбитра, если стороны не договорились об ином.

Подобное общее правило сохранено и в новой редакции Регламента, однако в ее п. 5 ст. 7 установлено, что заявление о присоединении дополнительной стороны, поданное и после назначения арбитра(-ов), может быть также рассмотрено составом арбитража при соблюдении двух условий:

1) дополнительная сторона согласна с рассмотрением дела сформированным составом арбитража; 

2) дополнительная сторона согласна с актом о полномочиях (Terms of Reference).

При рассмотрении заявления о присоединении дополнительной стороны состав арбитража принимает во внимание все соответствующие обстоятельства, которые могут включать в себя:

— наличие у состава арбитража юрисдикции prima facie (на первый взгляд) в отношении дополнительной стороны;

— момент подачи заявления о присоединении;

— возможные конфликты интересов; 

— влияние присоединения на арбитражный процесс (п. 18 Пояснений к Регламенту).

При этом решение состава арбитража о присоединении дополнительной стороны не предрешает его окончательные выводы относительно своей юрисдикции в отношении этой дополнительной стороны.

Обязанность сторон сообщать о финансировании арбитражного процесса иным лицом 

Практика финансирования арбитражного процесса иным лицом (не стороной) находит все более широкое распространение. В Республике Беларусь этот вопрос не является актуальным, однако в иностранных юрисдикциях подобная практика порождает необходимость учета новых нюансов, включая новые аспекты возможных конфликтов интересов, основанные на наличии отношений между арбитром и лицом, финансирующим процесс.

Поэтому в Регламент добавлен новый п. 7 ст. 11, в котором установлено, что  в целях содействия арбитрам в реализации обязанности по раскрытию фактов, которые могут поставить под вопрос беспристрастность и независимость арбитров, каждая из сторон обязана незамедлительно информировать Секретариат, состав арбитража, другую сторону о лице, не являющемся стороной, заключившем соглашение о финансировании процесса, в соответствии с которым такое лицо имеет экономический интерес в исходе арбитража (например, получит часть суммы, выплаченной согласно арбитражному решению).

Наличие каких-либо отношений между арбитром и лицом, финансирующим процесс и имеющим экономический интерес в исходе арбитража, может быть признано обстоятельством, позволяющим усомниться в беспристрастности и независимости арбитра и влекущим возникновение у стороны права требовать отвода арбитра.

Лицо не будет считаться имеющим  экономический интерес в исходе арбитража в случаях: 

— финансирования арбитража внутри группы компаний; 

— наличия определенных договоренностей о гонораре между стороной и ее представителем; 

— наличия косвенного интереса, например, заинтересованность банка, предоставившего заем стороне для финансирования текущей деятельности, а не специально для финансирования участия в арбитраже (п. 21 Пояснений к Регламенту).

Чрезвычайный арбитр, обеспечительные меры

В ст. 29 Регламента, как и ранее, урегулирован вопрос назначения чрезвычайного арбитра для рассмотрения ходатайства стороны о принятии срочных промежуточных или обеспечительных мер. 

В новой редакции п. 6 ст. 29 Регламента уточнены случаи, при которых положения Регламента о чрезвычайном арбитраже не применимы.

Как и ранее, стороны могут прямо договориться о неприменении положений Регламента о чрезвычайном арбитре. Кроме того, в Регламент внесено новое положение, согласно которому положения о чрезвычайном арбитре не применимы, когда арбитражное соглашение, на котором основано заявление о его назначении, вытекает из международного публично-правового договора.

Дополнительное арбитражное решение

Статья 36 Регламента дополнена положениями о вынесении дополнительного арбитражного решения. 

Сторона может подать в Секретариат заявление о принятии дополнительного арбитражного решения в отношении требований, заявленных в ходе арбитражного разбирательства, но которые состав арбитров не рассмотрел по существу, в течение 30 дней с момента получения этой стороной «основного» арбитражного решения.

Указанное основание для вынесения дополнительного решения полностью соответствует аналогичному основанию, известному отечественному гражданскому и хозяйственному судопроизводству. 

Взыскание авансом арбитражных расходов

В п. 2 ст. 37 Регламента добавлено положение, согласно которому Суд ICC вправе потребовать выплаты авансом  сумм, покрывающих не только гонорары арбитров и расходы ICC на администрирование дела, но и любые другие расходы, понесенные ICC в связи с арбитражным разбирательством.

Разрешение споров, связанных с администрированием Судом ICC арбитражных процессов

Регламент дополнен ст. 43 «Применимое право и урегулирование споров», предоставляющей собой пророгационное соглашение в отношении любых требований, возникающих из или в связи с администрированием ICC арбитражного разбирательства в соответствии с Регламентом. Такие споры разрешаются Судебным трибуналом г. Парижа (Tribunal Judiciaire de Paris), который обладает исключительной компетенцией, а применимым правом является право Франции.

Последнее
по теме