Содержание:
В чем особенность Правил TIAC-HKIAC
Правила TIAC-HKIAC – институциональные правила арбитража, предусматривающие совместное администрирование дела двумя институтами из разных юрисдикций. Ранее уже существовало предложение Сингапурского международного арбитражного центра (SIAC) имплементировать протокол для кросс-институционального объединения дел (например, когда в рамках одной бизнес-сделки арбитражные соглашения предусматривают различные институты), однако тогда идея так и не материализовалась. Единственным схожим примером в данный момент служит Протокол процедуры Arb-Med-Arb SIAC-SIMC (SIMC – Сингапурский международный центр медиации), в соответствии с которым состав арбитража SIAC приостанавливает разбирательство и передает дело на разрешение в медиативном порядке в SIMC, а в зависимости от успеха медиации либо арбитражное разбирательство возобновляется, либо состав арбитража принимает решение на согласованных сторонами в медиативном соглашении условиях.
В целом Правила TIAC-HKIAC соответствуют актуальным мировым стандартам, предусматривают процедуру чрезвычайного арбитра, детальное регулирование привлечения третьих лиц в процесс (“joinder”) и объединения дел (“consolidation”), дистанционные слушания и обязательство по раскрытию наличия соглашения о финансировании разбирательства третьим лицом.
Как взаимодействуют TIAC и HKIAC?
Правила TIAC-HKIAC устанавливают разграничение между полномочиями TIAC (Ташкентский международный арбитражный центр) и HKIAC (Гонконгский международный арбитражный центр). Так, TIAC осуществляет общее администрирование дела, в частности:
- принимает всю корреспонденцию по делу (например, заявку на арбитраж, иные процессуальные документы);
- продлевает предусмотренные Правилами TIAC-HKIAC сроки;
- принимает оплату невозвратного регистрационного сбора.
В свою очередь, HKIAC принимает решения по ключевым вопросам арбитражного разбирательства:
- рассматривает заявления о привлечении в процесс третьего лица (“joinder”) или объединении дел (“consolidation”) до формирования состава арбитража;
- принимает решения по количеству арбитров с учетом сложности, суммы спора и любых иных релевантных обстоятельства дела;
- назначает арбитров в случаях, когда такое назначение не осуществили стороны / боковые арбитры;
- назначает чрезвычайного арбитра;
- принимает решение об отводе арбитров;
- принимает решение о prima facie наличии арбитражного соглашения о передаче споров на разрешение согласно Правилам TIAC-HKIAC;
- осуществляет проверку решения на предмет его формы и, не затрагивая свободу принятия решения, может обратить внимание состава арбитража на вопросы существа спора;
- фиксирует размер депозитов, подлежащих оплате в счет арбитражных расходов;
- принимает решение о рассмотрении спора в соответствии с ускоренной процедурой.
Каким будет место арбитража в случае применения Правил TIAC-HKIAC?
В отсутствие соглашения сторон местом арбитража по умолчанию является Гонконг, что можно рассматривать как одно из важных преимуществ арбитража согласно Правилам TIAC-HKIAC. Это, естественно, не означает, что слушания должны будут проводиться физически в Гонконге – они могут быть проведены в любом месте, в том числе и посредством электронных средств связи.
На каком языке будет идти арбитраж?
Первоначальный язык арбитража (тот, на котором будет вести коммуникацию TIAC/HKIAC до формирования состава арбитража) – превалирующий язык арбитражного соглашения. Далее язык арбитража определяется арбитрами.
При этом в случае необходимости обращения в суды Гонконга стоит иметь в виду, что, поскольку английский язык является одним из официальных языков в Гонконге, многие разбирательства и решения гонконгских судов проводятся и выносятся, соответственно, на английском языке.
Сколько стоит арбитраж по Правилам TIAC-HKIAC?
Поскольку в TIAC действует политика невзимания административных сборов, арбитражные расходы по Правилам TIAC-HKIAC будут включать лишь:
- 100 долл. США – невозвратный регистрационный сбор (500 долл. США для чрезвычайных обеспечительных мер), который уплачивается TIAC;
- 1020 долл. США – административный сбор за рассмотрение дела, подлежащий оплате HKIAC;
- 1020 долл. США – сбор за каждое назначение чрезвычайного арбитра, подлежащий оплате HKIAC;
- 1020 долл. США – сбор за рассмотрение отвода арбитра, подлежащий оплате HKIAC;
- гонорары арбитров, определяемые в соответствии с Положением о расходах TIAC (можно посчитать с помощью калькулятора).
Все приведенные значения являются примерными в силу меняющегося курса валют Банковской корпорации Гонконга и Шанхая (HSBC).
Резюмируя, можно отметить, что Правила TIAC-HKIAC – это попытка предложить разумный компромисс («золотую середину») между арбитражем в TIAC и арбитражем в HKIAC, объединив в одном предложении умеренную стоимость услуг одного молодого арбитражного института с опытом и авторитетом «старожила». Выбирая эти правила, стороны обеспечивают доступ к стандарту решений HKIAC по ключевым вопросам и при этом могут существенно сэкономить на арбитражных расходах по сравнению с обычным обращением в HKIAC.
Как договориться о рассмотрении споров в соответствии с Правилами TIAC-HKIAC?
Хотя TIAC и HKIAC еще не опубликовали типовую оговорку для Правил TIAC-HKIAC, последние содержат условия для их применения. Так, Правила TIAC-HKIAC применяются к арбитражам, если стороны указали в своем арбитражном соглашении, что (1) споры будут рассмотрены в соответствии с Правилами TIAC-HKIAC; или (2) арбитражное разбирательство будет «проведено» или «администрировано» TIAC и HKIAC; или (3) иные схожие предписания.
Какие особенности будет иметь TICC?
В качестве моделей для развития TICC рассматривались схожие зарубежные судебные инстанции, к примеру, Суды Дубайского международного финансового центра (DIFC Courts) и Коммерческий суд Нидерландов. В то же время для TICC предполагается предусмотреть ряд особенностей, которые были озвучены в ходе обсуждения этого амбициозного проекта в ходе Узбекской арбитражной недели:
- TICC будет являться частью узбекской судебной системы, что может позволить иным узбекским судам перенять опыт судопроизводства TICC;
- в TICC будут функционировать суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции, решения которого будут окончательными;
- TICC будет компетентен рассматривать (1) коммерческие споры, где (2) одна сторона иностранная или контролируется иностранным лицом;
- TICC будет являться так называемым “curial court” для арбитражных разбирательств, администрируемых TIAC. Как следствие, TICC будет рассматривать, например, заявления об обеспечительных мерах в поддержку таких разбирательств, заявления об отмене решений TIAC.
Можно предположить, что TICC будет иметь аналогичную компетенцию в отношении арбитражей с местом в Узбекистане, но администрируемых иными институтами, однако это может стать ясным уже на финальной стадии создания TICC;
- процессуальные правила в TICC будут основаны на передовой международной практике международных коммерческих судов по образцу английского общего права (“common law”);
- судопроизводство в TICC будет вестись на английском языке;
- TICC будет иметь собственный список международных судей с опытом в общем праве (“common law”);
- иностранные юристы будут вправе представлять стороны в TICC при условии, что они будут делать это в сотрудничестве с адвокатом, зарегистрированным в Узбекистане.
Резюме
Узбекистан делает серьезную заявку на создание самой современной юридической инфраструктуры для того, чтобы привлечь в страну международные коммерческие споры, число которых в регионе в текущих экономических и геополитических реалиях в обозримом будущем, скорее всего, будет только увеличиваться.