Возмещение вреда, причиненного окружающей среде: комментарий к постановлению Пленума

Обобщение судебной практики по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности (далее – вред, причиненный окружающей среде), способствовало принятию постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.09.2022 № 5 «О применении судами законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности» (далее – постановление Пленума). В данном постановлении акцентировано внимание судов, рассматривающих экономические дела, на особенностях рассмотрения дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. 

В статье рассмотрим основные положения постановления Пленума, определяющего правоприменительную практику в сфере возмещения ущерба, причиненного вредным воздействием на окружающую среду.

Рязанцева Ярослава

Юрист

Содержание:


Обязанность по возмещению причиненного вреда 

Статья 46 Конституции Республики Беларусь закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. В этой связи правильное и своевременное рассмотрение дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направлено на обеспечение охраны окружающей среды и реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Возложение судами обязанности по возмещению причиненного вреда осуществляется с целью восстановления нарушенного состояния окружающей среды, предупреждения нарушения законодательства в данной сфере, рационального использования природных ресурсов, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, экологического равновесия природных систем.

Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды

Нарушение законодательства об охране окружающей среды влечет ответственность в соответствии с законодательными актами (ч. 1 ст. 99 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды») (далее — Закон № 1982-XII), которыми в зависимости от характера нарушения установлена гражданско-правовая, административная, уголовная и иная ответственность.

При этом привлечение лица, причинившего вред окружающей среде, к административной, уголовной и иной ответственности (например, дисциплинарной) не освобождает такое лицо от возмещения вреда, причиненного окружающей среде (ч. 2 ст. 99 Закона № 1982-XII).

Основания для привлечения к ответственности юридического лица 

Рассмотрение дел о нарушении законодательства об охране окружающей среды должно быть направлено на обеспечение всестороннего и полного исследования обстоятельств противоправного деяния, учет характера наступивших последствий, недопущение необоснованного освобождения виновных от ответственности, а также от возмещения ущерба, причиненного вредным воздействием на окружающую среду.

Вместе с тем следует иметь в виду, что основанием для привлечения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную деятельность (далее – лицо), к гражданско-правовой ответственности является причинение ими вреда окружающей среде (ч. 1 ст. 101 Закона № 1982-XII).

Справочно: 
Понятие «вред, причиненный окружающей среде» содержится в абз. 7 ст. 1 Закона № 1982-XII. Под ним понимается имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства.

Установление фактов причинения вреда окружающей среде

Перечень фактов, при установлении которых вред окружающей среде считается причиненным, приведен в подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.2022 № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления» (далее – постановление № 219) и не является исчерпывающим. Так, вред окружающей среде считается причиненным при установлении одного из следующих фактов:

  • незаконное размещение в окружающую среду побочных продуктов производства (молочной сыворотки, навоза, помета);
  • деградация земель (включая почвы), определяемая по видам и показателям согласно приложению 1;
  • незаконное уничтожение лесных культур, подроста, молодняка естественного происхождения или самосева на участках лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления;
  • незаконное повреждение деревьев, кустарников до степени прекращения роста и т.д.

Справочно.
Не предъявляется в суд требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, когда размер возмещения такого вреда составляет три и менее базовых величины (ч. 8 ст. 101 Закона № 1982-XII).

Фиксация факта причинения вреда окружающей среде

Необходимым условием установления факта причинения вреда окружающей среде является фиксация нарушения государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды (далее – уполномоченный государственный орган), рационального использования природных ресурсов.

Справочно.
К уполномоченным государственным органам, наделенным правом установления и фиксации факта причинения вреда окружающей среде, относятся Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее – Государственная инспекция) и их территориальные органы; Министерство лесного хозяйства и подчиненные ему государственные организации; местные исполнительные и распорядительные органы; другие государственные органы в пределах их компетенции.

Факт нарушения фиксируется в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который должен быть составлен с соблюдением требований ч. 3, 4 ст. 101 Закона № 1982-XII и по форме, предусмотренной законодательством (приложение к Положению о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденному постановлением № 219).

В акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде указываются:

  • сведения о государственном органе (должностном лице), установившем факт причинения вреда окружающей среде (наименование и место нахождения государственного органа, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица);
  • время, место, обстоятельства причинения вреда окружающей среде со ссылкой на нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, нормы которых нарушены;
  • результаты измерений в области охраны окружающей среды (если они выполнялись), подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде;
  • размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде подписывается должностным лицом, установившим этот факт.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, в судебном порядке

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, в судебном порядке представляет собой взыскание с лица, его причинившего, денежной компенсации, которая определена уполномоченным государственным органом в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

Обратиться в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе уполномоченный государственный орган, наделенный правами юридического лица, иная государственная организация в пределах своей компетенции, прокурор.

Такие полномочия предоставлены ч. 1 ст. 101-4 Закона № 1982-XII, абз. 7 п. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».

Соблюдение претензионного порядка

До предъявления иска в суд уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, иной государственной организацией в пределах своей компетенции нарушителю должна быть предъявлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (п. 2 ст. 10 ГК, ч. 1 ст. 101-3, ч. 1 и 3 ст. 101-4 Закона № 1982-XII).

Справочно.
Согласно ч. 1 ст. 101-4 Закона № 1982-XII прокурор вправе предъявить требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, без соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора. 

Условием предъявления в суд требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, являются лишь случаи, когда лицо, причинившее вред, полностью или частично отказалось от добровольного удовлетворения предъявленной претензии.

Одновременно с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут быть заявлены и другие требования, предусмотренные законодательством об охране окружающей среды. К ним отнесены, в частности, требования о взыскании стоимости незаконно заготовленной лесной продукции либо незаконно изъятых, удаленных или пересаженных дикорастущих растений и (или) их частей, о взыскании стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира.

Такие требования могут быть заявлены в случае невозможности изъятия либо реализации дикорастущих растений и (или) их частей, лесной продукции и продукции пользования объектами животного мира, а также в случае экономической нецелесообразности реализации дикорастущих растений и (или) их частей, продукции пользования объектами животного мира, лесной продукции, приобретенных в отсутствие законных оснований.

Справочно.
Экономическая нецелесообразность может иметь место, например, в случае наличия в имуществе недостатков, существенно снижающих его стоимость и (или) требующих устранения, либо при необходимости проведения работ по подтверждению его качества и безопасности. При этом затраты, связанные с проведением указанных операций, затраты по хранению, перевозке продукции и иные необходимые затраты превышают предполагаемый доход от ее последующей реализации.

Доказывание фактов причинения вреда окружающей среде

Не подлежит доказыванию факт причинения вреда окружающей среде, установленный в соответствии с законодательством. Вместе с тем в опровержение данного факта ответчиком могут быть представлены доказательства (ч. 5 ст. 101 Закона № 1982-XII).

При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, суды должны обеспечивать всестороннее и полное исследование обстоятельств противоправного деяния с учетом характера наступивших последствий, исследовать и оценить представленные доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие совокупности условий, необходимых, по общим правилам, для наступления гражданско-правовой ответственности: причинение вреда, противоправность действий (бездействия), причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда, размер причиненного вреда.

В случае применения инструментальных методов для установления вреда, причиненного окружающей среде, судам следует выяснять, в частности, соблюдены ли обязательные правила и требования, предъявляемые к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды, в том числе к использованным техническим средствам (оборудованию, инструментам, средствам измерений, приборам и устройствам и т.д.).

Ответственность за вред при отсутствии вины лица, его причинившего

По общему правилу ответственность наступает при наличии вины лица, причинившего вред окружающей среде (пп. 1, 2 ст. 933 ГК, ч. 1 ст. 99, ч. 1 ст. 101 Закона № 1982-XII).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и при отсутствии вины лица, его причинившего. Например, обязанность возместить вред, причиненный окружающей среде в результате осуществления экологически опасной деятельности, возлагается на лиц, осуществляющих такую деятельность, во всех случаях, если они не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (ч. 1 п. 1 ст. 948 ГК, ст. 101-2 Закона № 1982-XII).

Справочно.
При решении вопроса об отнесении хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной следует руководствоваться критериями, определенными в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности».

Солидарное возмещение вреда

Вред, причиненный окружающей среде совместными действиями нескольких лиц, возмещается ими солидарно (ч. 1 ст. 949 ГК).

Примерами солидарной ответственности являются: выполнение подрядчиком и субподрядчиком строительных работ на объекте с нарушением установленных требований; незаконное размещение несколькими лицами отходов на земельном участке, не предназначенном для их сбора и хранения и не оборудованном в установленном порядке, и т.п.

Определение размера вреда

Размер вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными в приложениях 2–11 к постановлению № 219.

В случае их отсутствия либо невозможности их применения размер вреда устанавливается исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, а также с учетом упущенной выгоды (ч. 1 ст. 101-1 Закона № 1982-XII).

Помимо взыскания стоимостной оценки причиненного ущерба возмещение вреда, причиненного окружающей среде, может осуществляться посредством восстановления ее нарушенного состояния за счет собственных средств лица, причинившего вред.

Для принятия такого решения данное требование должно содержаться в предписании уполномоченных государственных органов, содержащихся в претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо по решению суда с учетом обстоятельств дела.

При этом возмещение вреда таким способом допускается, если размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, равен или больше размера возмещения вреда, исчисленного по установленным законодательством таксам (ч. 3 ст. 101-1 Закона № 1982-XII).

Для вынесения такого решения необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела:

  • имеется ли объективная возможность восстановления нарушенного состояния окружающей среды;
  • позволит ли представленный перечень мероприятий устранить последствия негативного воздействия на окружающую среду и восстановить ее до состояния, существовавшего до причинения вреда;
  • в состоянии ли лицо, причинившее вред, в течение разумного срока выполнить за счет собственных средств необходимые восстановительные работы.

Справочно.
В случае удовлетворения требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, взыскание денежных средств осуществляется в доход республиканского бюджета (подп. 1.12 п. 1 ст. 31 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

Исковая давность по спорам о возмещении вреда 

Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавших предъявлению иска (п. 5 ст. 209 ГК, ч. 2 ст. 101-4 Закона № 1982-XII).

Днем установления факта причинения вреда окружающей среде считается:

  • при отборе проб и проведении измерений в области охраны окружающей среды – дата акта отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды;
  • в иных случаях – дата получения данных, достаточных для составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

Нюансы судебного процесса

Судам предписано решать вопрос о вынесении частных определений при выявлении недостатков в деятельности уполномоченных государственных органов, юридических лиц и их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иных нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Также суды должны анализировать судебную практику применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, своевременно устранять судебные ошибки и принимать меры по повышению качества и оперативности рассмотрения дел.

Кроме этого, для правильного разрешения дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, суд вправе получить консультацию специалиста или назначить экспертизу с привлечением лиц, обладающих специальными знаниями в области науки, техники и иных сферах деятельности (например, экологии, почвоведении, зоологии, лесоведении). К таким вопросам могут быть отнесены, в частности, правильность результатов измерений в области охраны окружающей среды, положенных в основу расчета размера вреда; полнота состава затрат, необходимых на восстановление окружающей среды.

Последнее
по теме
• • •