Налоговые споры

Несвоевременное перечисление в бюджет дивидендов: последствия для плательщика

В предыдущем номере журнала была опубликована статья Романа Кашина «Расчет штрафных санкций при ненадлежащем исполнении налогового обязательства».

В данной статье рассматривался судебный спор, предметом которого являлось требование ОАО «У» о признании недействительным решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС) об отказе в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов.

По результатам рассмотрения дела экономический суд, удовлетворяя заявление ОАО «У», указал на неправомерность исчисления штрафа от всей суммы подлежащих уплате дивидендов и отсутствие оснований для отказа налоговым органом в возврате излишне уплаченного штрафа. По мнению суда, исчисление штрафа, предусмотренного подп. 1.18 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 3), осуществляется не от суммы подлежащих перечислению в бюджет дивидендов, а от причитающейся основной суммы платежа (дивидендов), перечисленной несвоевременно.

После публикации данной статьи в адрес редакции поступило экспертное мнение Кирилла Раковчука. 

Кирилл Раковчук, начальник юридического департамента компании «ШАТЕ-М ПЛЮС»

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда 4 ноября 2020 г. рассмотрела спор между налоговым органом и ОАО «У». Необходимо отметить, что за последнее время это уже второе дело по аналогичному предмету спора и составу участников, рассмотренное судебной коллегией.
И причиной обращения в суд сторон по обоим делам, полагаем, являлось применение неясной и не исключающей ее различное толкование нормы подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3: «штраф в размере 10 процентов от причитающейся основной суммы платежа».
Так, ранее решением экономического суда Витебской области от 30.11.2018 по делу № 100-8/2018, оставленным в силе в апелляционной и кассационной инстанциях, было признано недействительным распоряжение начальника ИМНС по бесспорному списанию суммы штрафа в размере 10 % за несвоевременное перечисление в бюджет дивидендов.
Единственное отличие в том, что в первом деле налоговый орган, руководствуясь вышеуказанной нормой Декрета, взыскивал с организации штраф за просрочку уплаты части суммы дивидендов в размере 10 % от всей суммы дивидендов, а не от просроченной их части, а по второму делу субъект хозяйствования в аналогичной ситуации самостоятельно перечислил неверно исчисленную сумму штрафа и впоследствии обратился в налоговый орган за возвратом или зачетом излишне уплаченной части.
По обоим делам судебная коллегия обоснованно признала правильным и законным вывод судов первой инстанции о том, что исчисление штрафа, предусмотренного подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3, осуществляется не от суммы подлежащих перечислению в бюджет дивидендов, а от причитающейся основной суммы платежа (дивидендов), перечисленной несвоевременно.
По второму делу в кассационной жалобе налоговый орган привел обоснование своего отказа в возврате или зачете излишне уплаченной суммы штрафа, полагая, что исчисленный к уплате штраф не является налогом, пошлиной или пенями и возврат указанного штрафа в соответствии со ст. 66 НК в рамках административной процедуры не может быть произведен.
Оценив возражения, судебная коллегия не приняла данные доводы во внимание по основаниям применения принципов справедливости и оснований ответственности, соразмерности наказания наступившим в результате этого последствиям.
Вместе с тем необходимо отметить, что Декрет № 3 относится к актам налогового законодательства, так как содержит положения о порядке бесспорного списания сумм дивидендов с принадлежащих государству акций в бюджет и, соответственно, вопросы налогообложения. Уплачиваемые дивиденды являются налогом, и согласно ст. 41 НК обязанность их уплаты является налоговым обязательством. В соответствии с п. 1 ст. 55 НК пеней признается денежная сумма, которую плательщик должен уплатить в случае неисполнения или исполнения налогового обязательства в более поздний срок по сравнению со сроком, установленным налоговым законодательством.
В связи с этим полагаем, что излишне уплаченный штраф фактически и является пеней, возврат или зачет которой предусмотрен ст. 66 НК, на которую правильно ссылался субъект хозяйствования в обращении.
По результатам рассмотрения первого дела и само акционерное общество направляло обращение к разработчику Декрета № 3 об уточнении формулировок спорной нормы подп. 1.18 п. 1, и судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, приостанавливая рассмотрение дела до апреля 2019 г., направляла запрос в Госкомимущество по данному вопросу.
В результате данных действий, а также, возможно, в связи с освещением проблемы на страницах журнала Госкомимущество подготовило проект изменений в Декрет № 3, которые были приняты в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 5 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь». Нечеткая, непрозрачная, устаревшая норма была исключена, а условие о выплате штрафа в размере 10 % была заменено на следующее: «в случае неуплаты (неполной уплаты) в установленный срок в соответствующий бюджет дивидендов, начисленных на принадлежащие Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акции, с плательщиков налоговыми органами в бесспорном порядке взыскиваются в республиканский или соответствующий местный бюджет неуплаченная сумма дивидендов и пени, начисленные в порядке, установленном налоговым законодательством».

Последнее
по теме