О чем: О возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства
Суть спора: ОАО «С» обращалось с заявлениями о возбуждении исполнительных производств на основании судебных приказов в отношении должника – М. Постановлениями от 27.10.2021 судебный исполнитель Ш. возвратил ОАО «С» исполнительные документы (судебные приказы) без возбуждения исполнительных производств, как документы, не подлежащие исполнению в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).
Главный судебный исполнитель отказал ОАО «С» в удовлетворении жалоб на вышеуказанные постановления, поддержав выводы судебного исполнителя.
ОАО «С» не согласилось с постановлениями судебного исполнителя и обратилось в экономический суд г. Минска с жалобами на постановления судебного исполнителя, в которых просило их отменить и обязать судебного исполнителя возбудить исполнительные производства.
Отказывая в удовлетворении жалоб, суд первой инстанции, руководствуясь абз. 7 ч. 1 ст. 45 Закона, п. 3 ст. 81, п. 2 ст. 109-1, пп. 1, 2, 6, 7 ст. 109-2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее – БК), исходил из того, что исполнительные документы о выплате денежных средств за счет казны административно-территориальной единицы не подлежат исполнению в соответствии с Законом, а могут быть исполнены в порядке, предусмотренном БК.
Суд апелляционной инстанции экономического суда г. Минска согласился с выводами суда первой инстанции, оставив обжалуемое решение без изменений.
Выводы суда: Совокупный анализ названных норм Закона и БК позволяет сделать вывод о том, что бюджетное законодательство, а также законодательство об исполнительном производстве не исключает возможности исполнения исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджетов в рамках исполнительного производства. При этом исполнение таких исполнительных документов судебным исполнителем следует производить в порядке, предусмотренном ст. 109-2 БК. Правомерность таких выводов подтверждается позицией Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, которые информировали суд об этом в поступивших ответах на запросы суда.
Из материалов дела усматривается, что ОАО «С» обратилось с заявлениями о возбуждении исполнительных производств на основании судебных приказов, которые соответствовали требованиям, предъявляемым к содержанию исполнительных документов.
При таких обстоятельствах выводы судебного исполнителя и судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для возвращении исполнительных документов (судебных приказов) на основании абз. 7 ст. 45 Закона являются ошибочными, поэтому принятые судебным исполнителем постановления и судебные постановления подлежат отмене в обжалованной части с признанием жалоб ОАО «С» обоснованными.