1. Подсудность: важны субъекты и характер спорного правоотношения
При определении подсудности налоговых споров судам следует руководствоваться нормами ХПК и ГПК с учетом субъектного состава участников и характера спорного правоотношения (п. 6).
Дела, возникающие из административных правоотношений, связанные с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, рассматривает экономический суд (ст. 42 ХПК).
Справочно.
Дела с участием физических лиц, ранее обладавших статусом индивидуального предпринимателя, подсудны экономическому суду в случаях, когда спорные налоговые правоотношения возникли из осуществлявшейся этими лицами предпринимательской деятельности (п. 6).
Дела, возникающие из административно-правовых отношений с участием граждан, а в предусмотренных актами законодательства случаях — и юридических лиц подсудны общему суду (ст. 37 и 335 ГПК).
2. Налоговые нормы: учитывается иерархия, недостатки трактуются в пользу плательщиков
При рассмотрении споров приоритетными являются налоговые нормы, установленные в Конституции Республики Беларусь, международных договорах (п. 2).
Декрет или указ, содержащий налоговые нормы, имеет приоритет перед НК и иным налоговым законом. Исключение из этого правила составляет случай, когда полномочия на издание такого декрета или указа были предоставлены НК или иным законом (п. 2).
Нормы акта налогового законодательства имеют приоритет перед налоговыми нормами актов иных отраслей права. ГК и иные акты гражданского законодательства могут применяться к налоговым отношениям только тогда, когда это предусмотрено законодательством.
Пробелы, противоречия и иные недостатки налоговых норм должны трактоваться судами в пользу плательщиков (п. 4).
Справочно.
Применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается (п. 6 ст. 3 НК).
3. Принцип презумпции добросовестности плательщика незыблем
Внимание судов обращено на принцип добросовестности плательщика, который указывает на то, что бремя доказывания неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком налоговых обязательств и (или) иных обязанностей, возложенных налоговым законодательством, необоснованности зачета (возврата) уплаченных налогов, сборов (пошлин) лежит на налоговых и иных уполномоченных органах, их должностных лицах (п. 4).
Таким образом, плательщик не должен доказывать свою невиновность.
4. Оспорить решения налоговых органов вправе не только плательщик
Оспорить решения налоговых, иных уполномоченных органов, обжаловать действия (бездействие) их должностных лиц вправе любые лица, если они полагают, что такими решениями, действиями (бездействием) нарушены их права и (или) законные интересы (п. 11). К ним относятся, в частности: плательщики, собственники имущества, участники, руководители организаций, в том числе бывшие.
Срок обращения в экономический суд лица за защитой нарушенного права — один год со дня вынесения решения, совершения действия (бездействия).
Формой обращения лица в экономический суд является заявление (рассматривается по правилам главы 25 ХПК), в общий суд — жалоба (рассматривается по правилам § 6 главы 29 ГПК).
Справочно.
Лицо вправе обратиться за судебной защитой независимо от того, обжаловало ли оно решение налоговых, иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящий налоговый, иной уполномоченный орган или вышестоящему должностному лицу, если иное не установлено законодательными актами (п. 11).
5. Законность решения, действий (бездействия) доказывает соответствующий орган
Обязанность доказывать законность принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия) в суде возлагается на налоговый, иной уполномоченный орган, их должностных лиц (п. 13). Для этого им необходимо представлять суду материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, совершения действий (бездействия), в частности: акты проверок, справки, письменные объяснения должностных лиц, заключения государственных органов.
При этом суд обязан проверить:
1) принято ли решение, совершены ли действия должностным лицом в пределах полномочий, установленных законодательством;
2) соответствует ли решение, действия (бездействие) актам законодательства.
6. Срок для взыскания налоговых платежей — 5 лет
Налоговый, иной уполномоченный орган вправе предъявить требование к организации и индивидуальному предпринимателю об уплате налога, сбора (пошлины) в течение 5 лет со дня истечения срока их уплаты. Этот срок является предельным и восстановлению не подлежит (п. 15).
Справочно.
случаях, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 лет и (или) организацией и индивидуальным предпринимателем представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, указанный 5-летний срок не применяется (п. 15).
7. Налоговые платежи за счет имущества взыскиваются на основании решения суда или исполнительной надписи нотариуса
Взыскание налогов, сборов (пошлин) и пеней за счет имущества организации (за исключением денежных средств, средств дебитора) осуществляется только на основании решения экономического суда, а за счет имущества индивидуального предпринимателя — как на основании исполнительной надписи нотариуса, так и в судебном порядке (п. 9).
При взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней с организации или индивидуального предпринимателя за счет арестованного налоговым органом имущества экономическому суду надлежит проверять, соблюдена ли последовательность взыскания: сначала за счет имущества, не участвующего в производственных процессах, затем — за счет иного имущества.
Нарушение такой последовательности в совокупности с другими обстоятельствами дела может являться основанием для отказа в удовлетворении иска (п. 9).
Суду надлежит приостановить производство по делу о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, в том числе за счет имущества, до рассмотрения судом других связанных с этим дел, а именно: об обжаловании решения о взыскании указанных платежей, о наложении ареста на имущество, а также уголовного дела (п. 10).
Справочно.
В случае удовлетворения иска о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, в том числе за счет имущества плательщика, в резолютивной части решения суду необходимо указывать, какие суммы налогов, сборов (пошлин), пеней взыскиваются и за какой налоговый период, а также общий размер взыскания (п. 16).
8. Установлен перечень дел, возникающих из налоговых правоотношений
Приведен примерный перечень экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений (п. 5):
— о признании недействительными полностью или частично решений налоговых, иных уполномоченных органов;
— о признании незаконными (неправомерными) действий (бездействия) налоговых, иных уполномоченных органов, их должностных лиц;
— об оспаривании исполнительного или иного документа, по которым взыскание производится в бесспорном порядке;
— о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, в том числе за счет имущества плательщика (иного обязанного лица);
— о возврате из бюджета сумм налогов, сборов (пошлин), пеней.
При этом законодательными актами к компетенции судов могут быть отнесены и иные дела, возникающие из налоговых правоотношений.
В судебном порядке должна проверяться законность следующих решений налоговых, иных уполномоченных органов, их должностных лиц (п. 12):
— о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам;
— о наложении ареста на имущество;
— о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, в том числе за счет: денежных средств на счете, электронных денег в электронном кошельке; наличных денежных средств; средств дебитора (организации или индивидуального предпринимателя);
— о зачете либо об отказе в зачете, о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
— о зачете, возврате либо об отказе в возврате излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и начисленных на эти суммы процентов.
При этом в случаях, предусмотренных законодательством, судом может быть проверена законность и других решений налоговых, иных уполномоченных органов, их должностных лиц.
***
В заключение отметим, что постановлением № 6 судам предписано реагировать частными определениями на недостатки в деятельности налоговых и иных органов, а вышестоящим судебным инстанциям — анализировать судебную практику, устранять судебные ошибки, совершенствовать процесс рассмотрения налоговых дел (пп. 17 и 18).