О чем: Об установлении факта ничтожности сделки
Суть спора: Между ЧТУП «Э» (арендодатель) и ЧТУП «Г» (арендатор) был заключен договор аренды помещения магазина. ООО «Ю» является правопреемником ЧТУП «Э», созданным в результате реорганизации в форме выделения, и с 15.01.2020 ‒ собственником капитального строения с инвентарным номером 500/С-16930 площадью 278,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Минск, ул. К., 92Б.
В п. 5.5 договора аренды было указано, что в случае расторжения договора по причинам, за которые арендатор не отвечает, арендодатель уплачивает до такого расторжения арендатору штраф в сумме, эквивалентной 100 000 долл. США. Договор считается расторгнутым только после полного погашения арендатору суммы штрафа.
Посчитав, что условие договора, изложенное в п. 5.5, не соответствует законодательству, поскольку устанавливает ответственность в виде неустойки (штрафа) не за нарушение какого-либо обязательства, а за реализацию стороной предусмотренного ст. 420 ГК права на расторжение заключенного договора, истец обратился в суд с иском.
Выводы суда: Анализ норм законодательства и условий п. 5.5 договора, исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, привел суд к выводу о том, что в вышеуказанном пункте договора не определено обязательство, за ненадлежащее исполнение которого подлежит уплате предусмотренный в этом пункте договора штраф, который уплачивается до наступления события, с которым он связан. Следовательно, условие, содержащееся в указанном пункте договора, не соответствует п. 1 ст. 311 ГК.
Учитывая, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права и отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, суд со ссылкой на нормы ст. 8 ГК отметил, что установление в п. 5.5 договора ответственности в виде штрафа за реализацию стороной права требовать расторжения этого договора не соответствует положениям ст. 420 ГК.
На основании вышеизложенного, исходя из принципа добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь сочла законными и обоснованными выводы суда о признании недействительным п. 5.5 договора аренды, заключенного между ООО «Ю» и ЧТУП «Г».