Банк судебных решений за неделю с 11.04.2022 по 15.04.2022

Рассмотрим наиболее актуальные постановления судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, опубликованные за период с 11.04.2022 по 15.04.2022 на сайте Верховного Суда Республики Беларусь.

Косько Юрий
Косько Юрий

Юрист, специалист в сфере трудового права, выпускающий редактор портала «Судебная и арбитражная практика» (sudpraktika.by)

1. Постановление от 30.03.2022 по делу № 156ЭАП2179

О чем: О признании недействительным решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Суть спора: Инспекцией МНС проведена камеральная проверка ООО «Г» по вопросу полноты исчисления и уплаты налога на прибыль за 4-й квартал 2017 г., 1‒4-й кварталы 2018 г., 1‒4-й кварталы 2019 г., 1‒3-й кварталы 2020 г. и сделан вывод о том, что обществом в проверяемом периоде необоснованно применены налоговые преференции (льготы), предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее ‒ Декрет № 6), что повлекло неполную уплату налога на прибыль.

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение, в соответствии с которым с общества подлежат взысканию в бюджет 150 041,56 руб. налога на прибыль и 20 683,21 руб. пеней.

Вывод налогового органа о необходимости корректировки налоговой базы, сумм подлежащих уплате обществом в бюджет налогов по основаниям, указанным в абз. 3 п. 4 ст. 33 НК, основан на установленных в ходе проверки фактических обстоятельствах, свидетельствующих о создании ООО «Г» с целью фактического продолжения финансово-хозяйственной деятельности ООО «Р», утратившего право на применение установленных Декретом № 6 преференций (льгот) по истечении семилетнего периода с момента его регистрации.

Выводы суда: Исходя из фактических обстоятельств, установленных в ходе проверки и отраженных в акте, судебные инстанции пришли к выводу о достаточности представленных доказательств для вывода о совершении ООО «Г» действий, направленных на получение налоговых льгот, предусмотренных Декретом № 6, в отношении которых у ООО «Р» утрачено право в связи с окончанием налогового периода для их использования.

Как следует из подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6, условием предоставления льготы по налогу на прибыль является регистрация субъекта предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществление на указанной территории деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг). В данном случае на основании совокупной оценки установленных налоговым органом фактов и обстоятельств судебные инстанции согласились с выводом о том, что ООО «Р» и ООО «Г», являясь взаимозависимыми лицами, подменяя понятия и цели принятия Декрета № 6, не создавая новое производство и новые рабочие места, фактически создали формальные условия для пролонгации установленных Декретом № 6 льгот и преференций. В связи с этим применение ООО «Г» налоговой льготы при исчислении налога на прибыль за 4-й квартал 2017 г. – 1‒3-й кварталы 2020 г. обоснованно признано неправомерным.

2. Постановление от 23.03.2022 по делу № 155ЭАП21172

О чем: О признании недействительным решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Суть спора: Инспекцией МНС была проведена выборочная проверка ОАО «М», по результатам которой установлены нарушения обществом требований налогового законодательства, выразившиеся:

  • в завышении налоговой базы и налоговых вычетов по НДС;
  • в занижении налоговой базы по налогу на прибыль в результате завышения выручки от реализации товаров (работ, услуг), завышения затрат, учитываемых при налогообложении, занижения доходов от внереализационных операций, что повлекло неполную уплату налога на прибыль;
  • в занижении налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц в результате того, что в налоговую базу не были включены суммы доходов, полученных по гражданско-правовым договорам, что повлекло неполное исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога с физических лиц.

По результатам проверки налоговым органом 17.09.2021 вынесено решение, в соответствии с которым с ОАО «М» взыскано 232 463,30 руб., из которых 201 733,48 руб. ‒ налоги, 30 729,82 руб. ‒ пени.

Заявитель оспорил указанное решение в экономическом суде в части НДС в размере 6820,0 руб., налога на прибыль в размере 81 385,85 руб., подоходного налога в размере 22 002,31 руб., пеней по НДС в размере 565,99 руб., пеней по налогу на прибыль в размере 13 294,46 руб., пеней по подоходному налогу в размере 2929,76 руб., указав на его несоответствие требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Выводы суда: Принимая во внимание документальное оформление хозяйственных операций по приобретению обществом оборудования, судебные инстанции пришли к выводу о том, что хозяйственные операции осуществлены с целью завышения обществом налогов, уплачиваемых из выручки, завышения затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, завышения сальдо внереализационных доходов в целях получения необоснованной налоговой выгоды в виде неполной уплаты налога на прибыль за 2-й и 4-й квартал 2019 г. и 3-й квартал 2020 г. В связи с этим суды указали на наличие предусмотренных абз. 3 п. 4 ст. 33 НК оснований для корректировки налоговой базы, сумм подлежащих уплате налогов, сборов обществом в проверяемом периоде.

По результатам проверки налоговым органом также произведено доначисление заявителю подоходного налога в сумме 22 002,31 руб. на основании положений пп. 4 и 5 ст. 33 НК вследствие вывода о том, что заключенный между ОАО «М» и ИП Г. гражданско-правовой договор фактически прикрывал трудовой договор с целью получения необоснованной налоговой выгоды путем уклонения от исполнения обязанностей налогового агента.

Указанный вывод подтверждался собранными в ходе проверки доказательствами, в том числе:

  • фактом заключения гражданско-правового договора с ИП Г. непосредственно после расторжения с ним контракта;
  • фактами оказания услуг ИП Г. по юридическому адресу общества в его рабочее время с предоставлением рабочего места, средств труда и т.д.;
  • объемом и перечнем обязанностей ИП Г. при оказании услуг для общества по сравнению с его трудовыми обязанностями по трудовому договору (контракту);
  • фактом значительного (на 96,4 %) увеличения дохода Г. в качестве индивидуального предпринимателя по сравнению с доходами как штатного работника с одновременным применением упрощенной системы налогообложения.

3. Постановление от 06.04.2022 по делу № 155ЭИП214530

О чем: О признании недействительной процедуры государственной закупки в форме электронного аукциона

Суть спора: По результатам процедуры государственной закупки в форме электронного аукциона, в котором приняли участие два претендента ‒ ООО «Д» и ООО «А», между учреждением (покупатель) и победителем аукциона ООО «Д» (поставщик) был заключен договор поставки автобуса стоимостью 218 904 бел. руб.

Прокуратурой района г. Минска при осуществлении надзора за исполнением законодательства о закупках в адрес учреждения вынесено представление об устранении нарушений законодательства о закупках, причин и условий, им способствующих. Согласно представлению при проведении в том числе процедуры закупки установлены:

  • требования к участникам, не предусмотренные ст. 16 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон);
  • несоответствие заключенного договора поставки проекту;
  • несоответствие цены договора поставки предложению участника-победителя;
  • несоблюдение при заключении договора поставки срока на обжалование, определенного п. 1 ст. 24, п. 2 ст. 52 Закона;
  • несоответствие предложения участника-победителя требованиям аукционных документов (п. 2 ст. 42 Закона).

Кроме указанных в представлении оснований в исковом заявлении учреждением также заявлено о предоставлении ООО «Д» недостоверных сведений о предлагаемом к поставке товаре: автобус не соответствовал аукционным документам по двум критериям ‒ установленному ограничению скорости (130 км/ч) и емкости топливного бака (не менее 90 л).

В связи с вышеизложенным учреждение «Р» обратилось с иском к ООО «Д» о признании недействительной процедуры государственной закупки в форме электронного аукциона.

Выводы суда: Отказывая в удовлетворении иска, экономический суд исходил из того, что допущенные при проведении процедуры закупки нарушения не повлияли на результат ее проведения и не затронули права третьих лиц, в связи с чем электронный аукцион не может быть признан недействительным.

4. Постановление от 06.04.2022 по делу № 155Из2182

О чем: О предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного суда г. Москвы

Суть спора: По результатам рассмотрения ходатайства определением экономического суда г. Минска, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции, ООО «Б» (должнику) предоставлена рассрочка исполнения решения Арбитражного суда г. Москвы на период с января по июнь 2022 г. с ежемесячной уплатой взысканных сумм.

В кассационной жалобе ООО «Ф» (взыскатель) просило указанные судебные постановления отменить и отказать должнику в удовлетворении заявления, ссылаясь при этом на отсутствие у экономического суда г. Минска полномочий для рассмотрения вопроса о предоставлении рассрочки исполнения решения иностранного суда, а также на отсутствие оснований для предоставления рассрочки исполнения судебного решения, на несоблюдение баланса интересов взыскателя и должника, так как судебные инстанции не учли систематическое неисполнение должником обязательств перед взыскателем, неисполнение должником ранее предложенного им же графика погашения задолженности.

Выводы суда: При рассмотрении поданного ООО «Б» ходатайства о предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного суда г. Москвы судебные инстанции правомерно исходили из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации (заключено в г. Москве 17.01.2001) решение подлежит исполнению на территории Республики Беларусь в таком же порядке, что и судебные постановления белорусских судов.

Поскольку решение Арбитражного суда г. Москвы находится на стадии исполнения, судебные инстанции пришли к выводам о применении к возникшим в этой связи правоотношениям норм раздела IV ХПК в действующей редакции, в том числе ст. 35 ХПК, в которой закреплена компетенция судов, рассматривающих экономические дела, связанная с исполнением судебных постановлений, иных решений и актов.

Учитывая, что в силу ст. 35 ХПК к компетенции экономических судов отнесено в том числе и рассмотрение ходатайств об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления (без указания на то, что такие полномочия распространяются только на постановления экономических судов), судебные инстанции правомерно пришли к выводам о наличии у экономического суда г. Минска в данном случае полномочий на рассмотрение вышеуказанного ходатайства должника.

Последнее
по теме