Банк судебных решений за неделю с 18.12.2023 по 22.12.2023
Рассмотрим наиболее актуальные решения Верховного Суда Республики Беларусь, опубликованные за период с 18.12.2023 по 22.12.2023 на сайте Верховного Суда Республики Беларусь.
Рассмотрим наиболее актуальные решения Верховного Суда Республики Беларусь, опубликованные за период с 18.12.2023 по 22.12.2023 на сайте Верховного Суда Республики Беларусь.
О чем: О привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.59 КоАП (незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица)
Суть спора: Согласно протоколу об административном правонарушении от 11.08.2023 СООО «Б» вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.59 КоАП, выразившегося в передаче директором СООО «Б» А. 31.03.2022 в качестве взятки материальных ценностей на общую сумму 30 062,84 руб. генеральному директору ОАО «П» М. в связи с занимаемым им должностным положением за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, за выполнение в интересах дающего взятку и представляемого им СООО «Б» действия, которое это лицо должно было и могло совершить с использованием своих служебных полномочий.
Постановлением экономического суда Гродненской области от 01.09.2023 СООО «Б» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.59 КоАП, и на него наложен штраф в размере 100 % от стоимости переданных материальных ценностей, что составляет 30 062,84 руб.
В поданной жалобе СООО «Б» просило отменить постановление суда и прекратить производство по делу в связи с истечением сроков наложения административного взыскания.
Выводы, содержащиеся в постановлении Верховного Суда: Оценив представленные в дело доказательства в соответствии со ст. 6.15 ПИКоАП, экономический суд Гродненской области пришел к обоснованным выводам о том, что приговором судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда от 11.04.2023 по обвинению М. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 430 УК, достоверно установлены факты передачи взятки от имени и в интересах СООО «Б», а также установлена сумма взятки, переданная 31.03.2022.
Следовательно, срок обнаружения административного правонарушения исчисляется с 11.04.2023 и на момент вынесения постановления о наложении административного взыскания не истек.
О чем: О привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.59 КоАП (незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица)
Суть спора: Согласно протоколу об административном правонарушении от 02.06.2023 ООО «В» вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.59 КоАП, выразившегося в передаче его сотрудником К., представлявшим интересы общества, в период с сентября 2021 г. по 17.01.2022 денежных средств на общую сумму 1940 руб. должностному лицу КСУП «Д» исключительно в связи с занимаемым данным лицом положением за выполнение в интересах ООО «В» действий, которые это должностное лицо могло совершить с использованием своих служебных полномочий.
Указанными действиями была нарушена ст. 43 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».
Рассмотрев настоящее дело, экономический суд Гродненской области признал доказанным факт совершения ООО «В» вменяемого ему административного правонарушения.
В поданной жалобе ООО «В» ставился вопрос об отмене вынесенного в отношении него постановления от 22.06.2023 и прекращении производства по делу за отсутствием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
По мнению заявителя жалобы, по делу не собраны доказательства того, что К., являясь ранее сотрудником ООО «В», осуществил подкуп должностного лица КСУП «Д» в интересах общества.
ООО «В» полагало, что К. совершал противоправные действия в своих личных интересах, будучи заинтересованным в получении большего размера вознаграждения, который зависел от размера выручки от реализованных им товаров.
В жалобе приводились доводы о неиспользовании К. денежных средств общества при передаче взяток, что он мог бы подтвердить в судебном заседании, однако в его допросе в качестве свидетеля суд отказал.
Также ООО «В» ссылалось на выполнение всех необходимых мероприятий, направленных на противодействие коррупции, и поэтому не может быть привлечено к административной ответственности лишь за использование труда специалиста по продажам, на которого эти меры воздействия не оказали.
Выводы, содержащиеся в постановлении Верховного Суда: К., являясь в период с 20.04.2021 по 04.02.2022 специалистом по продажам ООО «В», взаимодействовал с должностным лицом КСУП «Д» В. при исполнении своих трудовых обязанностей и передавал последнему незаконное вознаграждение за решение вопросов, связанных с реализацией продукции ООО «В» и расчетами за нее. То есть К. действовал от имени и в интересах общества, что прямо установлено вступившим в законную силу приговором суда Вороновского района Гродненской области от 22.11.2022.
Указание в жалобе на действие К. в личных интересах противоречит фактам, установленным вышеуказанным приговором от 22.11.2022, которые в силу ч. 3 ст. 6.2 ПиКоАП имеют для суда преюдициальную силу.
Выяснение вопроса о происхождении денежных средств, предоставлявшихся должностному лицу КСУП «Д», в предмет доказывания по делу о совершении правонарушения по ст. 24.59 КоАП не входит. Так как их законная передача ни обществом, ни его работниками в любом случае невозможна, какие-либо подтверждения в этой части со стороны физического лица правового значения не имеют.
Законодательство Республики Беларусь обязывает организации, осуществляющие деятельность на ее территории, не только выполнять предусмотренный комплекс мероприятий, но и обеспечивать их фактическую реализацию всеми сотрудниками. Невыполнение либо выполнение не в полной мере соответствующих обязанностей влечет наступление ответственности.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления экономического суда Гродненской области от 22.06.2023 не имеется.
О чем: О привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.37 КоАП (нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности)
Суть спора: Согласно протоколу об административном правонарушении от 08.12.2022 ООО «К» вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.37 КоАП, выразившегося в нарушении установленных законодательством правил и условий осуществления охранной деятельности. А именно – в осуществлении охраны объектов ООО «К», в которых эксплуатируются пожаро- и взрывоопасные производства и которые подлежат обязательной охране Департаментом охраны, силами собственной ведомственной охраны, чем нарушены абз. 3 ч. 1 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 08.11.2006 № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», подп. 2.2 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.10.2007 № 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности».
Рассмотрев настоящее дело, экономический суд Витебской области признал доказанным факт совершения ООО «К» вменяемого ему административного правонарушения.
В поданной жалобе ООО «К» ставился вопрос об отмене вынесенного в отношении него постановления по делу об административном правонарушении ввиду неправильного применения действующего законодательства и отсутствия правовых оснований для привлечения к административной ответственности.
По мнению заявителя жалобы, обязательной охране Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – Департамент охраны) подлежат объекты деревообрабатывающего производства площадью более 500 кв. м, которые при этом являются взрывопожароопасными. Поскольку помещения общества такому признаку не отвечают, заявитель жалобы считает, что нарушений законодательства с его стороны допущено не было.
Представитель ООО «К» в судебном заседании доводы жалобы поддержал, дополнительно указав, что в ходе ведения административного процесса не была установлена площадь объекта, на которой осуществляется деревообрабатывающее производство. Также он сослался на наличие между обществом и Департаментом охраны договоров об оказании охранных услуг по приему сигналов тревоги систем тревожной сигнализации № 097/13, заключенных 01.05.2022 и 16.06.2021.
Выводы, содержащиеся в постановлении Верховного Суда: Согласно утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2021 № 471 «Об установлении перечня объектов» перечню объектов (территорий, помещений, зданий, сооружений), на (в) которых осуществляется эксплуатация пожаро- и взрывоопасных производств, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны Министерства внутренних дел (далее – перечень № 471), к ним отнесены объекты деревообрабатывающего и (или) целлюлозно-бумажного производств с площадью производственных помещений более 500 кв. м.
Исходя из того, что производственный объект ООО «К» подпадает под перечень № 471, суд пришел к правильному выводу об обязательности привлечения к его охране Департамента охраны, а действия общества по самостоятельной охране этого объекта образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 24.37 КоАП.
О чем: О привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 24.8 КоАП (нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации)
Суть спора: Постановлением экономического суда г. Минска от 19.04.2023 дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 24.8 КоАП в отношении ООО «А» и Е. прекращено на основании ст. 9.6 ПИКоАП.
В жалобе инспекция Госстандарта по Минской области и г. Минску просила постановление суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, считая, что исследование доказательств было односторонним, неполным и необъективным.
Выводы, содержащиеся в постановлении Верховного Суда: Согласно протоколам об административном правонарушении ООО «А» и заместителю директора Е. вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 24.8 КоАП, выразившегося в выпуске в обращение продукции (приправы), не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза: ТР ТС 021/2011 по безопасности. Стоимость продукции составляла 16 684,16 руб.
Прекращая производство по административному делу, экономический суд г. Минска сослался на то, что обязанность доказывания наличия оснований и условий административной ответственности юридического лица и виновности физического лица лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс (ст. 6.1 ПИКоАП).
Доводы жалобы об ошибочности позиции государственных органов не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствуют относимые и допустимые доказательства необходимости идентификации продукции в соответствии с п. 1.8 таблицы 1 приложения 2 к ТР ТС 021/2011.
При таких обстоятельствах постановление экономического суда г. Минска законно и обоснованно.
При принятии решений, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц, следует неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования при применении. В случае неясности или неточности предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета законных интересов граждан и юридических лиц (Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»).